Сибирские огни, 1966, №7
В музейной библиотеке хранятся уни кальны е документы, а где их обнародовать? Д о революции музей издавал «Ежегодник» объемом в 10— 12 печатных листов, а ныне никакого печатного органа нет. Вот и ле ж ит нетронутым этот ценнейший капитал, ож идая, когда ж е вспомнят о нем и о тда дут на служ бу людям. Печное отопление — бич музейных экспо натов. От резкого колебания температуры и влажности экспонаты портятся, разру ш аются. С редства на установку централь ного отопления в областном управлении культуры есть. Но ведь, кроме денег, н уж ны еще трубы, батареи, специалисты. Вон сколько хлопот. «Уж как-нибудь и с печа ми проживут...». Много редких документов хранится в тобольском государственном архиве, одном из богатейших архивов страны. В свое вре мя поэт Л еонид М артынов нашел здесь м а териалы дл я своей замечательной и давно не переиздававш ейся «Повести о Тобольском воеводстве», для многих исторических поэм. Но ценные документы архива изучаю тся и вводятся в обращ ение крайне медленно. К андидат наук Дмитрий Игнатьевич К о пылов много лет посвятил изучению исто рии Сибири. — П ревратить бы Тобольск в научный центр по изучению Сибири,— мечтает он.— Это ж е неподнятая целина. Особенно XV II и XV III века. Сколько загадок, нерешенных проблем. А ответ на них под рукой. Н адо привлечь к Тобольску внимание ученых страны . М еж ду прочим, Тобольск — ворота Обского С евера. Мы долж ны помочь нацио нальным ученым создать историю народов С евера, собрать и сохранйть их великолеп ный фольклор, сберечь для потомков не превзойденное искусство северян по изго товлению одеж ды и предметов домашнего обихода из кожи, меха, дерева и кости... А самый кремль — великолепный архи тектурный ансамбль! Он воздвигнут над крутым обрывом. Рядом , в роще, стоит па мятник Ерм аку. И з кремля через арку Ш вед ской палаты в подгорную часть Тобольска ведут широкие деревянны е ступени Прям- ского взвоза. К ак-то сиреневым вечером, напоенным запахам и реки, смолы и дым а, я спускался по этим скрипучим ступеням. Спустился вниз, оглянулся на кремль — и зам ер, пора женный увиденным. Л ев а я сторона высочен ной колокольни Софийского собора была кроваво-красной от зак ата, а правая, тене вая — черной. Д в а цвета времени — черное и красное — столкнулись, сшиблись в вы шине. Н ад ними клубились облака, отчего казалось, будто колокольня, как гигантская кам енная статуя, медленно движ ется к о б рыву. Шаг, еще шаг... Мгновение — и к а менный колосс рухнет вниз. Непередаваемо- волнующее зрелище! И подумалось: «вол шебство» архитектора тобольского -кремля еще и в том, что при каж дом новом осве щении он предстает по-новому и всегда- смотрится очень значительно при, в общ ем - то, скромных разм ерах зданий... Более двух веков непогода, лю дская черствость и равнодушие разруш али кремль. Кто-то закрасил (сделав предварительно на сечки) стенную роспись колокольни, р а зв а лил портал собора, разрушил целые проле- леты стен, пооббил башни. О восстановлении кремля теперь никто- н не заикается. Сохранить бы лишь то, что осталось, не допустив дальнейших разру шений! Н ад этим 9-й год бьется инженер Ц ентральны х реставрационных мастерских Ф. Г. Дубровин. А Министерство культуры РСФ С Р ежегодно субсидирует его, причем на текущий год эта субсидия, неизвестно- почему, уменьшилась вчетверо. В областном управлении культуры есть инспектор, ш еф ствующий над историческими памятниками. Суть его деятельности состоит в том, что он, не читая, склады вает в свой ш каф ф о лианты дубровинских отчетов. Сколько н уж но средств на реставрацию кремля, что можно, и что нужно восстановить — никто- не знает ни в Тобольске, ни в Тюмени. Из- за отсутствия канализации и водостоков вновь разруш ается то, что с таким трудом было восстановлено. А ведь кремль — это лишь один из мно гих исторических и архитектурных п ам ят ников Тобольска. Кто дум ает о них? И они разруш аю тся от непогоды и недогляда. Чьи-то ж естокие руки развалили ограду, о б рушили стены, растащили надгробные пли ты с дорогих нам могил. Сто лет рощ а, в которой стоит пам ят ник Ермаку, назы валась его именем, ныне ее почему-то переименовали в сад пионе ров. Все мы очень любим пионеров, но в этом-то переименовании что за смысл? Кое-кто, заслыш ав разговор о сохране нии и восстановлении соборов, и сейчас морщится. Еще бы, очаги религии и м рако бесия... А почему не архитектурные пам ят ники? Почему нельзя в соборе разместить планетарий, антирелигиозный музей (а .в- Тобольске он нужен позарез), картинную галерею? Кстати, такая галерея была в Тобольске, но картины из нее вывезли в •Тюмень и сложили в подвал областной галереи. ...Мы гордимся нашим Тобольском. Мы тревож им ся за наш Тобольск. И мне хоте лось поделиться и нашей гордостью и нашей тревогой. Особенно тревогой. Пока не поздно! К. ЛА ГУНОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2