Сибирские огни, 1966, №7

городов России и Сибири. Крупнейшие зд а ­ ния в стиле русского классицизма — дворец нам естника, тюремный замок и другие по­ коряю т суровостью своего облика, монумен­ тальностью гладких стен, лишенных всяко­ го декора. А в архитектуре частных домов, каменны х и деревянных, продолж али в ар ь­ ироваться (вплоть до XIX века) декоратив­ ные формы и мотивы барокко, наряду с сохранивш им ся общим «палатным» х а р ак ­ тером ж и л ья допетровской эпохи. В первой трети XIX века наступает по­ следний период расцвета архитектуры го­ рода. Его застройка велась по утверж ден­ ному генеральному плану, по типовым («образцовым») проектам ф асадов под ру­ ководством губернского архитектора. Тог­ д а ж е в Тобольске был создан парк, в ко­ тором в 1839 году устанавли вается п ам ят­ ник Е рм аку — мраморный обелиск высотой 15 метров с надписью : «Покорителю Сиби­ ри Е рм аку» (проект архитектора А. Б рю л­ лова, переработанный архитектором К. То­ ном и скульптором С. Г альбергом ). Тобольск в это время становится обр аз­ цом внешнего и внутреннего благоустройст­ ва дл я всех городов своей губернии. В 1822 году все огромное пространство Сибири адм инистративно было разделено на д в а генерал-губернаторства. Центром Зап адн ой Сибири становится город Омск. Тобольск постепенно утрачивает свое пер­ венствующее значение, а с проведением в конце прошлого века Великого сибирского ж елезнодорож ного пути, который прошел много южнее, он превращ ается в захолуст­ ный город. В это врем я в Тобольске было построено всего несколько зданий. Н аиболее значи­ тельными из них были м уж ская и ж енская гимназии и городской музей. После революции город превратился в крупный порт Обь-Иртыш ского бассейна, основную базу освоения Обского Севера. В нем возникаю т судостроительны е и судо­ ремонтные предприятия, мастерские по ре­ монту лесной и сельскохозяйственной тех­ ники. Значительны е изменения произошли и в культурной ж изни Тобольска. И з ме­ щанско-купеческого города он превращ ает­ ся в город учебных заведений (педагоги­ ческий институт, м узы кальная школа, ряд техникумов и училищ ). Крупными культур­ ными центрами Тобольска становятся ста­ рейший в Сибири драм атический театр и краеведческий музей. О днако большого капитального жилищ ­ ного строительства в городе не велось. Архитектурный облик Тобольска почти не изменился. * * * Трудно оставаться равнодушным, когда п од ъезж аеш ь к Тобольску с юга и перед тобой откры вается панорам а города и его окрестностей: справа — обрывистый «Чу­ ваш ский мыс», где когда-то происходили схватки казако в Е рм ака с воинами хана Кучума, слева — пропадающие в дымке необозримые дали заиртыш ья, а прямо, над широкой рябью темно-серых крыш д е­ ревянных домов, среди которых то тут, то там белеют силуэты церквей,— высокий зе ­ леный холм, увенчанный светлыми зд ан и я­ ми каменского кремля. Тобольск 'сохранил свой сказочный об­ лик старого русского многобашенного гр а ­ да. Он весь, подобно Новгороду, В ладим и­ ру, Суздалю , Великому Устюгу,— бесцен­ ный памятник русской архитектуры . Н а «подоле» еще сохранились деревян­ ные мостовые, какие когда-то были и в древних Н овгороде и Москве. Они вы глядят архаично. Но это — необходимость, вы зван­ ная болотистой почвой подгорной части го­ рода и периодическими наводнениями. Ещ е сейчас можно здесь встретить зам ечатель­ ную старинную резьбу по дереву на налич­ никах и крыш ах домов, деревянны е дом а в стиле русского классицизма, как, например, бывший дом декабриста М. А. Ф онвизина, «кружевные» ограды церквей с ажурными коваными решетками. Ц ерковны е здани я запоминаются своими стройными формами, необычайной, подчас ювелирной каменной архитектурой (П окровская церковь или церковь М ихаила А рхангела). Но больше всего впечатляет кремль — крупный комп­ лекс общ ественно-административных и цер­ ковных зданий. По многочисленным ступеням лестницы Прямского (Б азарн ого) взвоза поднимаем­ ся к арке «Шведской палаты», бывших Дмитриевских ворот (1714— 1716 гг.). К ог­ да-то они были задум аны С. Ремезовым, как многоярусная вы сотная композиция, но так и остались недостроенными. Тем не м е­ нее монументальный ф асад в существую ­ щем виде сохранил мощную пластику сво­ их кирпичных стен и суровую простоту ар ­ хитектурных форм, характерны х дл я конца XV II века. С интересом рассм атриваем кованые клинья и петли металлических связей сво­ дов, выступающих прямо наружу. Миновав большую арку палаты , идем по крутому пандусу, заж атом у высокими каменными всегда сырыми откосами крем ­ левского холма. И з этого холодного ущ елья на фоне синего неба уж е видна соборная колокольня. Она вместе с Софийским собо­ ром, арсеналом (1796— 1798 гг.) и неболь­ шой зимней церковью (1746 г.) образует ведущую группу зданий, главенствующих во всем ансамбле. Ж ивописно пятиглавие собора, построен­ ного по образцу церкви Московского Воз­ несенского девичьего монастыря. Его зе­ леные купола когда-то гармонировали с зо­ лочеными маковицами над ними и росписью главного барабана. П еред собором — об­ ширная зеленая п л ощ ад ь,'н а ней — дворец наместника и тюремный зам ок (первая по­ ловина XIX века) и старый гостиный двор (1702— 1704 гг.). Гостиный (меновой) двор, имеющий вид крепости с четырьмя башнями по углам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2