Сибирские огни, 1966, №7
оружием и запасами хлеба, избушками по пов и дьяков, стрельцов и пушкарей. В первое столетие своего существования город многократно возводился заново. Не потому, что его разруш али пришлые в р а ги — Тобольск не знал никогда каких-либо нашествий,— а оттого, что он постоянно страдал от пож аров и наводнений. Но и эти страшны е бедствия не смогли остано вить развитие города. В 1681 году тоболяки залож или Софий ский собор — одно из первых каменных со оруж ений в Сибири. На его строительство из царской казны было прислано 700 рублей денег и 682 пуда «связного» ж елеза. К а менщики прибыли из Великого Устюга, ну а камня своего хватало. И стал разрастаться «каменый» Т о больск со множеством церквей. Сибиряки — «исконные бунтовщики», по замечанию М. Горького, воздвигали божьи храмы иногда не из чисто религиоз ных побуждений. В письме митрополиту в 1691 году тоболяки просили построить церковь с трапезной, «пространную , теп лую, чтобы нам, всем градским людям , в зимнее время было прибежище... Та цер ковь стала бы близь площ ади на базаре, чтобы непрестанно и безвыходно всякие люди в трапезне грелись...» К концу XV II века «стольный град То- болевск» стал крупнейшим экономическим центром не только Сибири, но и всей Р ос сии. Он вел «миллионную» торговлю с Б у харой и Д альним Востоком, со многими странами Западной Европы. Через него прошел знаменитый Сибирский тракт. Бы л он многоязычным городом. Здесь прож ивали служ ивы е иностранцы — немцы, поляки, шведы, здесь имели свои торговые лавки и склады бухарские, дж унгарские и китайские купцы, его гостями были сибир ские аборигены — татары , манси, казахи, калмыки. Петр I стремился превратить Тобольск в административный центр Сибири. Он из дал указ о постройке каменного кремля и города, а главным строителем назначил своего сподвижника — боярского сына Се мена Рем езова. Разносторонне одаренный человек, Р е мезов был путешественником и географом, инженером и архитектором, историком и живописцем. Тобольск того времени своей планировкой и архитектурным обликом во многом обязан этому талантливом у челове ку. Город украсился каменным кремлем с зубчатыми стенами и башнями, покрытыми кирпичными ш атрами, гостиным двором с 67 лавкам и и тамож енными палатам и, при казной палатой, Дмитриевскими («Ш вед скими») воротами и другими сооруж ения ми. П ланировка города получила четкую геометрическую форму с прямоугольными кварталам и, прямыми улицами и переул ками. С. Рем езов был одним из первых рус ских архитекторов, которые создали типо вые («образцовые») жилые дом а для за стройки города. Он отдавал так много сил строительству Тобольска, что через семь лет своего пребывания здесь «обнищал и обезножил» (по его выраж ению ). Первый сибирский губернатор князь М атвей Гагарин (впоследствии казненный Петром за казнокрадство), используя в к а честве строительных рабочих несколько ты сяч пленных шведов из-под Полтавы , д о строил целый р яд зданий в кремле, в том числе «Шведскую» палату над торж ествен ными воротами Прямского взвоза. Шведы ж е прорыли канал длиной более трех километ ров, который стал новым руслом Тобола при его слиянии с Иртышом. Цели этого круп нейшего гидротехнического строительства до сих пор не ясны. Одни утверждаю т, что это было сделано во избеж ание подмыва нагорного берега Иртыша; другие считали, что канал был необходим «для свободней шего вывода судов в Иртыш, коего стре мительность далеко их уносила бы от при станища». В конце XV II и начале XV III веков ар хитектурный облик города сформировался настолько, что в последующие столетия по стройка многих зданий и сооружений мало повлияла на его художественную вы рази тельность. В XV III веке город украсился целым рядом церковных сооружений, которые обогатили силуэт его своими стройными очертаниями и создали резкий архитектур ный контраст по отношению к деревянной одноэтажной застройке подгорного посада. Трудно определить их стилевую принад лежность, настолько они своеобразны и самобытны. В их композиции удивительно органично сочетаются черты архитектуры петербургского барокко и зодчества допет ровской Руси, некоторые элементы тоболь ской архитектуры очень близки каменному зодчеству уральских городов и Великого Устюга. Профессор Б. Денике назы вал эту оригинальную архитектуру «тобольским барокко». Интерьеры многих церквей исполнены в таком ж е стиле барокко, с тонким и гр а циозным скульптурным декором, цветовы ми контрастами и богатейшими резными иконостасами. Часто внутреннее убранство имело почти светский характер архитекту ры, напоминая большие торжественные дворцовые залы. Самобытность архитектуры этих соору жений не является провинциальной. Здани я выполнены, как правило, на высоком про фессиональном уровне. М ожно предпола гать, что в Тобольске работали столичные мастера, как, например, Иван Бланк, сос ланный в Сибирь по делу Волынского и Еропкина (отсюда он привез в Москву сво его ученика А. Кокоринова — будущего строителя известного здания Академии Ху дож еств в П етербурге). Бросается в глаза еще одна особенность архитектуры Тобольска: в нем нет соору жений с колоннадами и портиками, столь характерных для многих провинциальных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2