Сибирские огни, 1966, №7

толеты, способные перебазировать опоры на дальние расстояния. С вводом Л Э П связан новый этап освоения месторождений якутских алм азов, столь нужных наш ей промышленности. Геннадий Верлан и Малый Хан Одним из больших событий последнего года семилетки для стройки на Вилюе яви ­ лось открытие проезда по дороге Мир­ ный — Чернышевский. Д о этого шоссе, идущее от Ленского речного порта, обры ­ валось у Мирного. Д ал ьш е — свыше ста километров непроходимых летом болот и речных переходов. А смельчаков, пы тав­ шихся подняться вверх по Вилюю, подсте­ регали каменные клыки порогов М алого и Большого Хана. Т ак что Чернышевский л е­ том держ ал связь с остальным миром толь­ ко по воздуху. Разум еется, в хорошую по­ году. Но больш ая стройка не могла суще­ ствовать все лето без пополнения механиз­ мами, необходимыми строительными м ате­ риалами (их не повезешь на АН -2). И лю ­ ди делали невозможное. Н ам рассказали об одном случае, кото­ рый произошел летом 1964 года. Полож ение слож илось тогда критиче­ ское. Осенью предстояло перекрытие Ви­ люя, и в летние месяцы нужно было уло­ ж ить в тело плотины сотни тысяч тонн кам ня, щ ебня, суглинка. А самосвалов не хватало. Новы е машины, прибывшие пер­ вой весенней водой в Л енский речной порт, могли поступить в Чернышевский только в ноябре, по зимнику. С тали искать выход из создавш егося полож ения. Было решено попробовать про­ тащ ить несколько барж через Малый Хан. Стоит перевалить его, и машины, считай, уж е в Черныш евском. Но Малый Хан — это семикилом етровая кам енная горловина с предательскими подводными валунами и утесами, с бешеным течением. Никто из речников не реш ался проводить здесь суда. ...К араван из шести барж , ведомый теп­ лоходом «Гелий» и буксирным тягачом, возглавил чернявый мужчина лет тридца­ ти с веселыми глазам и. Зовут Геннадием, ф амилия — Верлан. Родился в городе Че- ремхове, что в Иркутской области. Служил в армии, работал на стройке Братской ГЭС, затем прибыл сюда. Н ачальник «Ви- люйгэсстроя» Евгений Б атенчук сказал о нем: «С В ерланом вам никакие пороги не страшны . Он у самого черта м еж ду рог проскочит. П ервоклассный моторист, чет­ вертое лето по Вилюю плавает, каж ды й кам ень знает». Самым страшным оказал ся нижний уступ порога. Здесь буйный поток внезап­ но наты кался на каменные щеки узкого створа, стремительно отскакивал от них и в дикой пляске уносился м еж ду валунами. Первые попытки показали, что ни теп­ лоход, ни буксирный тягач не в состоянии маневрировать, чтобы провести барж и че­ рез коварные уступы порога. Геннадий предлож ил проводить барж и не все враз, а по очереди, взяв каж дую на буксир че­ тырьмя катерами БМК-90. Первую , самую легкую б арж у провели без особых приключений. В зялись за вто­ рую. Но как ни надры вались на пределе моторы катеров, не удавалось преодолеть крутой подъем первого уступа. Пришлось отступить. К счастью, на первой барж е был тр ак ­ тор. Сплавили барж у обратно вниз, поды ­ скали пятачок каменистого берега, протя­ нули полукилометровый трос, и трактор стал помогать судам в преодолении труд­ ного подъема. Так, двойной тягой, удалось протащить еще три баржи. К огда цепляли пятую, заглох мотор к а ­ тера старшины Копылова, течением катер швырнуло на камни. Вынужденное купанье в каменной пасти Малого Хана на время удручающе подействовало на команду. Но потом все ж е тремя катерам и и при помо­ щи трактора сумели переправить и пятую барж у. И вот отправились за шестой, послед­ ней. Зам ы кал шествие на своем катере Верлан. Вместе со своим помощником Виктором Огневым он долж ен был осто­ рожно сплавить трос от трактора. И тут, когда подплыли уж е к самой кромке нижнего переката, трос зацепился за что-то, течение в мгновение переброси­ ло катер через корму. Виктора Огнева смыло волной, а В ерлана накрыло корпу­ сом. Однако бывший солдат успел сделать глубокий вдох,, под водой долго искал вы ­ ход из ловушки и выполз-таки, разбив пе­ реднее окно. Гигант перед пуском Возвратившись из Чернышевского в Мирный, мы пошли посмотреть на новую рудовозную дорогу. Отсюда, как на л ад о ­ ни, откры валась панорам а разработки ким- берлитовой трубки Мир. По краям огромной голубой чаши, по­ добно муравьям, копошились экскаваторы . Д ень и ночь перекладываю т они алм азо ­ носную породу в кузова самосвалов. К руг­ лые сутки тянутся колонны 25-тонных «мазов» к бункерам обогатительных ф аб ­ рик, где кимберлит дробится, промывается, очищается, пока не будут получены свер­ кающие драгоценные кристаллы. П рям ая, как струна, ш естикилометровая лента рудовозной дороги бежит к огром ­ ному серебристому корпусу строящ ейся третьей фабрики. С пуском этого а лм аз­ ного гиганта мирнинцы связы ваю т новый этап в освоении трубки Мир. С важной новостройкой знакомил нас директор гор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2