Сибирские огни, 1966, №7
го судостроительного завода Н. А. Псомиа- ди, не смож ет ли завод за семилетку удвоить выпуск продукции? Удвоить без ввода новых цехов, расширения и рекон струкции старых, так как на это не было средств. Д иректор завода посоветовался с рабо чими, технологами цехов, плановиками, экономистами и д ал согласие на удвоение плана к концу семилетки. Что побудило его? Энтузиазм? Романтическое увлечение трудной задачей? Интуитивная вера в си лы коллектива? Конечно, все это сыграло свою роль, но главное было в ином: систематические на блюдения убедили директора, что потери рабочего времени велики, а оборудование загруж ено не полностью. Это д оказал хро ном етраж . Но констатация фактов редко д ает положительные результаты , если лю ди не делаю т из них выводов. Н. А. Псо- миади не нуж но было доказы вать, что хо зяином рабочего времени является сам р а бочий. — К аж ды й рабочий долж ен просмот реть свой рабочий день,— советовал на чальникам цехов Н. А. Псомиади.— И подытожить, что он сделал, что мог бы сделать,- Но по доброй воле. П одскажите мне, кто способен хорошо «самосфотогра- фироваться»? Только учтите — это не кам пания: отбыл повинность и забыл. Это — на годы. В такое дело нужно вложить страсть. Самую подлинную страсть к иссле дованию , к сам оанализу своего труда. Н ачальники цехов предложили несколь ко кандидатур, но дирекция решила оста новиться на бригаде прессовщиков С. П. За- валишина, который до этого сам д о казы вал, что пресса можно дополнитель но загрузить, и требовал устранить очере ди в инструментальной, кладовых, поста вить хорошие стеллаж и. Он был исследо ватель-самородок. В течение месяца каж ды й прессовщик из бригады Завалиш ина отмечал простои, при чины их, степень загрузки оборудования. О казалось, и оборудование и люди загру ж ены неполностью. Т ак создавался «баланс рабочего времени». На помощь бригаде пришел инженер Я. М. Чернявский — он вместе с прессовщиками наметил, как устранить простои, чем заполнить свобод ное время. Но самые лучшие планы не выполняют ся, если люди не видят цели, ради которой их составляю т. Н. А. Псомиади приказом определил, какую выгоду принесет каж до му прессовщику использование резервов времени. Расчетны е книжки прессовщиков, сумевших загрузить оборудование допол нительно на 25—30 процентов только за счет использования резервов времени, ста ли отличными агитаторами. В эти дни на помощь предприятию при шли научные сотрудники института эконо мики Сибирского отделения Академии наук. Они разработали методику составления б а лансов рабочего времени, познакомили р а бочих с опытом лучших предприятий по совмещению профессий, по размещ ению оборудования и организации труда в под собных мастерских. О казы вается, мелочные недостатки, недочеты в работе порож дали внутрисменные простои. Д евять десятых потерь времени вы зывались неправильной заточкой резцов, несовершенством инстру ментов. Много времени уходило на полу чение заданий. Все это постепенно у страня ли. «Личный баланс рабочего времени» стал,, по сути, планом научной организации труда. В то ж е время технологи внедряли ор ганизацию постройки судов из крупных и полуобъемных блоков, производственный поток, групповую обработку деталей, создавали условия дл я бездефектного из готовления деталей. М еханизация в цехах, особенно на участках транспортных и по грузочных работ, привела к резкому сокра щению потерь времени. Выполнение норм росло, в цехах увеличивалось число сто ронников «личных балансов рабочего вре мени». Они организовали посты по эко ном ии— к аж д а я минута становилась д о стоянием коллектива. М еж ду тем рядом с заводом появились два многоквартирных жилы х дом а, общ е житие, за городом были построены пионер ский лагерь, детский комбинат, дачи для летнего отдыха дошкольников. Все эти но востройки назы ваю т «балансовыми»: они выросли за счет тех прибылей, что принес ла экономия самого дорогого сокровища людей — времени. Я был на заводе, когда в цехах выве ряли наметки перехода на работу по шести показателям. Это был первый экономиче ский план, составленный всем коллективом. Он зачинался с личных планов каж дого рабочего по экономии времени и м атериа лов. Его составляли не спеша, придирчиво, проверяя все — от графиков поставки м а териалов и экономии их до «сеток» сдачи готовых судов. Рабочие требовали от тех нологов освоения полуавтоматической и а в томатической сварки, газорезки, совершен ствования труда в комплексных мастерских, на участках. Коллективный мозг судострои телей выискивал, на чем еще теряли вре мя. Красноярские судостроители уж е счи тали не на минуты и секунды, а на их до- литерции. На производственных совещаниях упол номоченных великого хозяина народа я ощутил новую атмосферу строго рассчи-. тайной деловитости. Атмосферу времени экономической реформы. (Окончание следует) Ю Сибирские огни № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2