Сибирские огни, 1966, №7

го судостроительного завода Н. А. Псомиа- ди, не смож ет ли завод за семилетку удвоить выпуск продукции? Удвоить без ввода новых цехов, расширения и рекон­ струкции старых, так как на это не было средств. Д иректор завода посоветовался с рабо­ чими, технологами цехов, плановиками, экономистами и д ал согласие на удвоение плана к концу семилетки. Что побудило его? Энтузиазм? Романтическое увлечение трудной задачей? Интуитивная вера в си­ лы коллектива? Конечно, все это сыграло свою роль, но главное было в ином: систематические на­ блюдения убедили директора, что потери рабочего времени велики, а оборудование загруж ено не полностью. Это д оказал хро­ ном етраж . Но констатация фактов редко д ает положительные результаты , если лю ­ ди не делаю т из них выводов. Н. А. Псо- миади не нуж но было доказы вать, что хо­ зяином рабочего времени является сам р а­ бочий. — К аж ды й рабочий долж ен просмот­ реть свой рабочий день,— советовал на­ чальникам цехов Н. А. Псомиади.— И подытожить, что он сделал, что мог бы сделать,- Но по доброй воле. П одскажите мне, кто способен хорошо «самосфотогра- фироваться»? Только учтите — это не кам ­ пания: отбыл повинность и забыл. Это — на годы. В такое дело нужно вложить страсть. Самую подлинную страсть к иссле­ дованию , к сам оанализу своего труда. Н ачальники цехов предложили несколь­ ко кандидатур, но дирекция решила оста­ новиться на бригаде прессовщиков С. П. За- валишина, который до этого сам д о ­ казы вал, что пресса можно дополнитель­ но загрузить, и требовал устранить очере­ ди в инструментальной, кладовых, поста­ вить хорошие стеллаж и. Он был исследо­ ватель-самородок. В течение месяца каж ды й прессовщик из бригады Завалиш ина отмечал простои, при­ чины их, степень загрузки оборудования. О казалось, и оборудование и люди загру­ ж ены неполностью. Т ак создавался «баланс рабочего времени». На помощь бригаде пришел инженер Я. М. Чернявский — он вместе с прессовщиками наметил, как устранить простои, чем заполнить свобод­ ное время. Но самые лучшие планы не выполняют­ ся, если люди не видят цели, ради которой их составляю т. Н. А. Псомиади приказом определил, какую выгоду принесет каж до­ му прессовщику использование резервов времени. Расчетны е книжки прессовщиков, сумевших загрузить оборудование допол­ нительно на 25—30 процентов только за счет использования резервов времени, ста­ ли отличными агитаторами. В эти дни на помощь предприятию при­ шли научные сотрудники института эконо­ мики Сибирского отделения Академии наук. Они разработали методику составления б а­ лансов рабочего времени, познакомили р а ­ бочих с опытом лучших предприятий по совмещению профессий, по размещ ению оборудования и организации труда в под­ собных мастерских. О казы вается, мелочные недостатки, недочеты в работе порож дали внутрисменные простои. Д евять десятых потерь времени вы зывались неправильной заточкой резцов, несовершенством инстру­ ментов. Много времени уходило на полу­ чение заданий. Все это постепенно у страня­ ли. «Личный баланс рабочего времени» стал,, по сути, планом научной организации труда. В то ж е время технологи внедряли ор­ ганизацию постройки судов из крупных и полуобъемных блоков, производственный поток, групповую обработку деталей, создавали условия дл я бездефектного из­ готовления деталей. М еханизация в цехах, особенно на участках транспортных и по­ грузочных работ, привела к резкому сокра­ щению потерь времени. Выполнение норм росло, в цехах увеличивалось число сто­ ронников «личных балансов рабочего вре­ мени». Они организовали посты по эко­ ном ии— к аж д а я минута становилась д о ­ стоянием коллектива. М еж ду тем рядом с заводом появились два многоквартирных жилы х дом а, общ е­ житие, за городом были построены пионер­ ский лагерь, детский комбинат, дачи для летнего отдыха дошкольников. Все эти но­ востройки назы ваю т «балансовыми»: они выросли за счет тех прибылей, что принес­ ла экономия самого дорогого сокровища людей — времени. Я был на заводе, когда в цехах выве­ ряли наметки перехода на работу по шести показателям. Это был первый экономиче­ ский план, составленный всем коллективом. Он зачинался с личных планов каж дого рабочего по экономии времени и м атериа­ лов. Его составляли не спеша, придирчиво, проверяя все — от графиков поставки м а­ териалов и экономии их до «сеток» сдачи готовых судов. Рабочие требовали от тех­ нологов освоения полуавтоматической и а в ­ томатической сварки, газорезки, совершен­ ствования труда в комплексных мастерских, на участках. Коллективный мозг судострои­ телей выискивал, на чем еще теряли вре­ мя. Красноярские судостроители уж е счи­ тали не на минуты и секунды, а на их до- литерции. На производственных совещаниях упол­ номоченных великого хозяина народа я ощутил новую атмосферу строго рассчи-. тайной деловитости. Атмосферу времени экономической реформы. (Окончание следует) Ю Сибирские огни № 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2