Сибирские огни, 1966, №6

— Где? Когда? — с неподдельным изумлением спросил Фома. Вопрос приятеля вызвал у П а в л а еще р а з горькие размышления . Оя жестко спросил: — Д а ты что, в з апр авду забыл? Фома и П а в е л работали в комбинате, поставлявшем стройкам м а ­ териалы: кирпичи, цемент, балки, дерево. В комбинат их устроил ар хи ­ тектор Орехов, когда выяснилось, что с проектами у них совсем не л а ­ дится и они без толку кочуют из одной архитектурной мастерской в д р у ­ гую, хотя т ал ан т в них чувствовался, по словам Виктора Лукича , «до­ вольно внятно». З а т ем , когда их,— по неопытности,— «пристегнули» к делу о хищениях в комбинате, Виктору Лукичу удалось их «изъять» из дела. Тогда-то они и занялись усиленно фотографией и любительским кино. Они проводили ночи в фотолаборатории комбината и скоро пришли к мысли о создании дешевого портативного любительского кино апп а р а ­ та. Осуществление такой заявки не входило «в профиль» фо т о л а б о р а ­ тории, д а и к тому же наша оптическая промышленность только-только' з а р ож д а л а с ь . Приятели , однако, воодушевились, особенно Павел. Вот в эти-то дни и произошло выступление Виктора Лукича в клубе Архитекторов против «раболепия» перед римской архитектурой,— и д а ­ же лакейства, как он бухнул под конец своей речи. Собственно, что р у ­ ководству комбината до выступления какого-то там архитектора в к а ­ ком-то там клубе? Комбинат не строит зданий, он лишь н апр авл я ет материал для построек. Но кто-то прибежал , кто-то шепнул, кто-то д аж е и крикнул, что архитектор Орехов посещал комбинат, встречался с Фе- рязевым и Задонским , припомнили дело о хищениях и как «вынимали» из него П а в л а и Фому,— з а тр ещали телефоны, посыпались соображения , и спешно соорудили д о кл ад «О наших з ад ач ах в связи с з ад ач ами но­ вой архитектуры». Перед докладом П а в л а и Фому вызвали к руководителю комбината. Они было решили — о киноаппарате. Оказалось, что руководитель про ­ сил их ока зать после до кл ад а два-три слова: о чем им захочется. «И о киноаппарате?» — спросил Павел. Руководитель кивнул головой и не­ брежно ска з ал : — Все, как видите, клеймят Орехова. По-видимому, придется и вам. Скупенько, но чтоб — скульптурно, чтоб враг наши скулы заметил. И руководитель стиснул скулы. — Простите, Иван Сергеевич, вы о ком это? — спросил Павел. — А об вашем д р у ж к е— архитекторе Орехове. Тоже мне — горде­ ливый орешек. — Д а ведь мы не архитекторы теперь, Иван Сергеевич! Руководитель помахал папироской. — Д окл адчи к тоже не Баженов . Скрипит, но повезет, чтоб не под ­ водить коллектив. Ну и они «не подвели». И хотя с того вечера прошло не более восьми дней, а теперь у ж е трудно понять, чего тогда было больше: испуга перед горланящими , трепета перед соответствующими «выводами», стадного чувства — « д а ­ ви его!» — или просто, чтобы была тишь, да гладь, да божья бла годать, чтоб все вокруг были любезны, как были любезны с ними на другой день после их выступления в комбинате; стоило им заикнуться, что хо­ тели бы получить отпуск без сохранения содержания для пробы кино ­ апп ар ат а , как появились путевки в Коктебель, билеты, добрые п ож е л а ­ ния,— и с сохранением содержания вдобавок! И неужто Фома забыл обо всем этом, обо всей этой, в сущности говоря, подлости? — подумал П а ­ вел и воскликнул:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2