Сибирские огни, 1966, №6
еще когда она училась в институте, отвечая на вопрос о современной архитектуре, ска з ал : «Что еще за новая архитектура? Ст ар а я не исчер пана. Возьмите — Рим. Чем мы хуже Рима?» Куда-то «наверх» пригласили крупнейших архитекторов. Вышел кто- то в синем, выслушал пожелания приглашенных, а затем, «подводя итоги разговора», сказал , что строить нужно на века, солидно, красиво, без буржуазных кривляний, и в то же время пышно: Рим, знаете, умел строить, а мы усваиваем все лучшее в прошлом,— почему бы и оттуда не почерпнуть, если понадобится? А то мы редко обращаемся к классическо му наследству. И что же в результате? В результате строим какие-то не лепые кубы, параллелограммы , призмы,— глазу негде получить удоволь ствия! Посмотрите-ка! И он показал большие фотографии. Среди прочих фотографий была фотография дома, построенного Евдошей. — Нет, нам т ак а я архитектура не только не нужна, но и вредна,— заключил «некто в синем» и распрощался. Архитекторы разошлись. Сразу, точно выпустили необыкновенно едкий раствор, распалось все замысленное архитекторами. В стеклянные ровные пространства, полные воздуха и света, врезались древние колонны, арки, купола, статуи. — Но это — блажь! — побледнев и с трудом выговаривая слова, говорила Евдоша.— Почему в двадцатом веке воскрешать в архитектуре блестящую эпоху Августа и Флавиев? Мы живем свою, а не чужую жизнь, и она — не постановка исторического фильма! О дн ажды Виктор Лукич уклончиво бросил: — Хозяин знает. Все умолкли, перевели разговор, только подвыпивший отец Евдоши вставил: — Лично я в Риме не был, но я тебя поддерживаю, дочка. Ране-то ходили в к анд ал ах по улицам, видели: купцы пышно строят. Сбросили кандалы , думаем : аль мы плоше купца? Евдошу охватил восторг: — Здорово, старина! — И как это вы, отец, живя в «доме протопопа», научились так д ал еко видеть? — спросил Виктор Лукич, подняв глаза к потолку. Слова старика он принял как напоминание, что, живя в чужом доме, нечего туда свой закон вгонять. Последние недели Виктор Лукич жадно впи тывал обиды,— подлинные и кажущиеся. Он медленно поднялся и без кровинки в лице, словно слова, которые он собирался произнести, неве роятно испугали его самого, и не замечая, что для убедительности поло жил д аж е руку на сердце, вдруг крикнул в бешенстве: — Хватит! Прекратить левачество! За бы ть эти огрызки двадц атых годов! Я запрещаю при мне поносить Рим. — Скажите , пожалуйста, какой патриций. Боюсь, тебе из-за этого будет еще стыдно, Виктор,— ска з ала , улыбаясь, Евдоша. — Никогда! Уходя, Павел шепнул ей у дверей: — Держитесь, Евдоша. Прок а з а всачивается по мелочам. Позже, ночью, Виктор Лукич сконфуженно просил прощения у Евдо ши. Подумав над своими словами, он пришел к вы в о д у— плохой он, не сдержанный и распустившийся человек, ему надо подтянуться и решить ся, наконец, более стойко бороться за свои творческие убеждения. Этак, ведь, черт знает, к чему можно скатиться! Евдоша простила, и все же, вспоминая слова мужа, д ум ал а : «Пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2