Сибирские огни, 1966, №6
лась Евдоша, жило, казалось, больше, чем в какой-либо другой кварти ре. Жили пухлые и тощие, сердитые и добродушные, стройные и круглые, свежие и тухлые,— все они, по-разному, ссорились, жаловались, ныли, все, тоже по-разному, были несчастны, и всех их, по-разному, было ж а л ко Евдоше. Ссорились из-за сараев, где хранились дрова и всевозможная рухлядь, у колонки из-за воды (водопровод появился, только когда от крыли метро). По утрам в коридор вылезали влажные и лохматые стару хи, лошадно фыркали и стучали в дверь уборной мускулистыми пальц а ми. Страшно было стоять в очереди с полотенцем в руках. Коридор пах кошками, соленой капустой, подгоревшим маслом, сырыми дровами. Е в доша незаметно крестилась и шептала, прикрывая рот полотенцем, чтоб папа Климент дал ей безгрешную кончину, чтоб никогда-то ей не быть старухой, не плевать, не шаркать ногами и, проходя, не оставлять за со бой едкого и отвратительного з ап аха старого белья и плохо переваренной пищи. А затем она и вовсе перестала молиться. Долго шла, увязая в гли не быта и предрассудков, но вдруг вступила на слой чернозема, который хоть и лежит на толще глины, но плодоносно-ликующе на нем колышутся веселые злаки, лохматые пестрые цветы, по нему мерно шагают задумчи вые пахари! Она жадно вслушивалась в разговоры людей: пятилетка, будет мно го заводов, приток пролетариата из деревни — всем понадобится больше хлеба, новых домов, железных дорог, книг. Отец Евдоши разводил пев чих птиц. Евдоша помогала ему, хотя на поиски выкормышей отец ее не брал. «Не женское дело, отвлекает от воспитания детей»,— говаривал он десятилетней девочке. В клетках прыгали черные дрозды и щеглы, эти необыкновенные драчливые птицы с красивым пеньем. «Вот пятилетку построим,— говорил ей отец,— разбогатеем, распоемся и тоже станем драчливыми. Менять жизнь без драчливости, вижу, нельзя, особенно ко ли живешь в «доме протопопа». Евдоша жизнь свою «в доме протопопа» считала естественной; она хотя и р а з д р аж а л а , но и в голову не приходило менять ее. «Как это, п а па, менять?» — спросила она.— «Скажем так: пускаю я самого драчли вого щегла в новый, большой вольер, драчлив щегол, а и он простор и свет понимает, иной недели две никого не бьет. Вот переедут люди в но вые дома, они ведь не щеглы, небось не две недели, а два года ссориться не будут». Позже, несколько лет спустя, шла она мимо строительства, где работал ее отец. «Отец строит мост. Почему бы мне не построить дом? — пришла ей в голову дерзновенная мысль.— Пусть не я в него пе рееду, так хотя другие». Начались бесконечные и тревожные дни ученья в Архитектурном ин ституте, зачеты, испытания, сидение в аудитории, поездки в колхоз «на картошку», появились жадные взгляды молодых людей, пряные разгово ры подруг, чертежи, книги, имена новых современных архитекторов, ко торые постепенно исчезали, заменяемые именами архитекторов Во зрож дения, а затем и Рима. Римские архитекторы торжественно заняли институт именно тогда, когда Евдоша выходила из него, переходя в «Мастерскую № 13» старика Веселовского. «13» было данью бунту двадцатых годов, каковую бунтар скую цифру в день 60-летнего юбилея Веселовского отменили, присвоив мастерской почетное название «имени Веселовского». Жи л а Евдоша по-прежнему в двух комнатушках «дома протопопа» и по-прежнему никакой злобы к этому дому не чувствовала; надоесть он ей надоел, но, скажем, ломать дом ей было б жалко, а может, д аж е и переезжать. Евдоша в этих комнатенках говорила родителям, гостям, всем* кто хотел ее слушать:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2