Сибирские огни, 1966, №6

стицы прошлого, а ка к возможность, бла годаря появлению близких лю дей, жить настоящим еще полнее, еще бездумнее. А между тем большеротое прошлое стояло совсем близко, почти к а с а ясь ее спины. Глава пятая Я чувствую пришествие поры,— позвольте в столь важном случае употребить старинное и златокованое обращение: дорогие читатели! когда н адлежи т описать речи Евдоши своим спутникам, шагающим п берегу моря от дом а поэта Волошина, мимо столовой, до кустов т ам а ри с ка, за которыми о в р аж е к и узкая дорога вдоль холмов синей глины, электростанции, подвесной дороге с качающимися люльками , полными голубого траса, к домикам у подножия Святой Горы, где сворот дороги к таинственному Карада гу , зубастому вулкану. Вольности романиста известны. Они не отменены. Опираясь на них я опишу не только то, что говорила Евдоша, но и то, что она при этом д ум а л а . И д аж е то, что она и не говорила и не думала, вернее сказать, д ум а л а , но т ак скрытно, так затаенно ,— видя это как бы и здалека , к р а ешком г л а з а ,— что, пожалуй , и сама не в состоянии была осознать, Позвольте! — возразит мне читатель,— ведь еще недавно вы у т в е рж д а л и , что Евдоша откровенна и вспыльчива? Д а , она откровенна, но иног д а самый наиоткровеннейший не понимает, насколько он скрытен. Здесь, опять-таки по-старинному, я позволю себе небольшое мораль ное поучение: иной в гневе и ярости так лжет — и перед собой, не говоря уже о других,— что диву даешься. А почему? Д а потому, что правдивым быть трудно. Поэтому-то правдивость редка. А что ложь частенько при крывается правдивостью, то иначе и быть не может. К ак а я же лож ь без правды? Так себе — лжишка , мелкая-мелкая, словно пыль. А приправ л е н н а я правдой, она — лжищище, вознесенное превыше небес и патен тованное самыми крепчайшими патентами. В заключение добавлю , чте для человека наблюдательного нет, по-моему, лучшего наслаждения , чел следить за изворотами лжи . А кто, кроме д ар а наблюдательности, обла дает и решительным характером , у того наслаждение удваивается — of имеет возможность и ср аж а т ь с я с ложью. У этой страсти бесконечные возможности, так как победа правдивости над ложью и притворством - д е л о , по-видимому, весьма отдаленнейшее. Л ож ь — цепка, пр авди во сть - сил ьн а , но пробить или прорезать ложь насквозь правдивость еще не состоянии. Все пробы да пробы. А что поделаешь? Ведь и золото без при меси лигатуры чересчур мягко. Возможно, лигатурой правдивости, зало, гом победы ее является время? Хватит, однако, отвлеченной морали. Будем отправлять свою п о э т ческую службу. Приступим к новому отступлению. Оно длинно, но, гля, дишь, наверстаем конечными темпами: зерно дольше назревает, чем со' зревает. И т а к — биография героини. Родилась и выросла Евдоша Наледин.'; на Малой Ордынке, во дворе «дома протопопа», неподалеку от огромно и одутловатой церкви папы Климента. Все детство, юношество, институй ское учение Евдоша ходила мимо этой церкви, облупленной, какой-т, злобно багровой, с проржавевшими куполами и остатками узорных укр$ шений. Когда Евдоша впервые прочитала «Вия», она решила, что onpft метчивый и мстительный Хома погиб именно в церкви папы К л и м е н т Украина — это ведь окраина, М а л а я Ордынка когда-то и была окраиной Москвы, где и ж и л а м а л а я орда со своими привидениями и ведьмам)-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2