Сибирские огни, 1966, №6
борца народного фронта. Читатель убеж дается, что публицистика художника —■это не только талант, не только определенная настроенность писателя на открытый и пря мой разговор с людьми о самых важных событиях дня, но и школа, в которой учи телем является время. Мы становимся сви детелями трудного и в то ж е время чрез вычайно эффективного процесса учения пи сателя, в результате которого он сам стано вится героем своего времени и превращается из талантливого ж урналиста с аудиторией в десятки тысяч человек — в трибуна, чей голос слыш ат миллионы. Ц ентральная глава книги — о публици стике военных лет. «Я плодовит, как кроль чиха»,— как-то сказал о себе Илья Эрен- бург. В годы Великой Отечественной вой ны эта черта его таланта проявилась осо бенно наглядно. В книге приводятся много численные примеры его поразительной «бес сонной работоспособности» (90 статей — за 100 первых дней войны, свыше 20 — за ав густ 1941 года и т. д.). Т ак мог работать только человек, для которого победа над врагом стала всепо глощающей страстью , а перо публициста — средством непрекращающейся «горячей а та ки», «непрерывного рукопашного боя», как отозвался М. И. Калинин о статьях Эрен- бурга периода войны. А. Рубаш кин внимателен к худож ест венным достоинствам очерков, памфлетов, фельетонов, речей, статей, репортажей Эренбурга, он вы являет и уточняет их ж ан р, улавливает композиционный строй, силу лаконичного слова, их связь с его ро манами и повестями. Исследователь ставит вопрос не только о том, что в публицисти ке Эренбург продолж ает традиции Герце на и Щ едрина, что объединяет ее с публи цистикой М. Кольцова, М. Шолохова, К. Симонова, но в то ж е время стремится увидеть ее своеобразие: «Бойцы узнавали Э ренбурга по энергии, страстности его вы ступлений, по широте изображенного мира, по короткой, бьющей фразе, по призывной и тож е очень короткой статье, по тому, как, используя множество документов, он сопоставлял и сталкивал их так, что была ясна и убедительна основная мысль, по убийственной иронии, даж е элементам гро теска, которые появлялись не только в пам ф летах, но и в статьях и очерках...» А. Рубаш кин сумел показать, как из эренбурговской очерковой и фельетонной м озаики склады ваю тся целостные картины ж изни, как закономерно и обязательно объединяю тся и собираются произведения малых ж анров в большие книги: «Виза вре мени», «Испания», «Война» и т. д. Книга дает представление о богатстве и широте стилевого диапазона Илья Эрне- бурга-публициста, свободно меняющего ин тонации и краски в зависимости от общ е ственной и художественной задачи рабо ты, переходящего от плакатной патетики и сатиры статей о войне к мягкой пастели и акварели эссеистской книги очерков о по слевоенных Японии, Индии и Греции. П равда, хронологический путь исследо вания приводит иногда к повторениям. К о гда про статью «Рож дение армии» гово рится, что в ней «все пропущено через личные переживания автора», это бесспор но. Но про какую статью Эренбурга нель зя этого сказать? А. Рубаш кин чуж д апологетизации сво его писателя. Не только в раннем творчест ве находит он ошибки. Он видит и слабо сти его отдельных выступлений зрелых лет, будь это излишнее увлечение мифологиче ской образностью или навязчивы е повторе ния однотипных риторических фигур, схе матизм отдельных статей или смысловые неточности некоторых высказываний. М едальонное расположение книг в ис следовании не дает возможности подробно поговорить о проблемах, стоящих перед публицистикой. Труд Рубашкина привлека ет больше материалом и анализом, чем проблематикой. Иногда автор обходит острые углы и допускает фигуру умолчания там, где по логике вещей он долж ен бы сказать свое слово. В исследовании рассказы вается о спо рах, вызванных статьями Эренбурга пос леднего периода войны, приводятся инте реснейшие материалы полемики писателя с леди Гибб, когда Эренбурга поддерж али своими письмами многочисленные коррес понденты с театра военных действий. Они осуждали английскую леди, требовавшую всепрощения фашистским палачам и убий цам. Но ведь в тот момент появилась статья Г. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает», вы звавш ая громкий резонанс. И сследователь не только не вы раж ает сво его отношения к этой статье, он просто обходит ее, не упоминая д аж е ф акта ее появления, что уж е совсем непонятно. Автор сообщает, что четвертая книга статей Эренбурга «Война» не была опубли кована. Но почему? «Война закончилась»,— объясняет А. Рубашкин. Это не ответ. Если бы статьи Эренбурга теряли свое значение вместе с событиями, на которые они отзы вались, вряд ли нужно было и исследова ние о его публицистике. Слабее других каж ется нам заклю чи тел ьн ая часть монографии. Д вадц ать по слевоенных лет составляю т новый, сложный и большой (не только хронологически) этап в развитии Эренбурга-публициста. Статьи этого времени вы звали немало р а з норечивых толков вокруг имени писателя за рубежом и в нашей стране. В это ж е время опубликована многотомная, пропи танная публицистической страстью книга «Люди, годы, жизнь», которую нельзя так легко, как это делает А. Рубашкин, отнести только к мемуарному ж анру и, тем самым, передоверить разговор о ней будущему ис следователю воспоминаний. Несмотря на замеченные просчеты, кни га А. Рубаш кина органически впишется в ряд исследований, итож ащ их полувековые достижения советской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2