Сибирские огни, 1966, №6
нам . У героя рассказа «Дикое мясо» П ан телея стремление к накопительству и после дующ ее прозрение наступает по мотивам чисто внешним. Вернулся фронтовик в род ное село, захотелось ему легкой жизни — стал браконьерствовать. «Отбил» у боевого товарищ а невесту, «сам не знает зачем», потом «черная тоска подкатила к его серд цу», да так незаметно, что ни читатель, ни сам Пантелей не поняли — отчего. В ито ге — решение покаяться и начать новую жизнь. Событий в рассказе много, все они, очевидно, достоверны, но без внутренней мотивированности каж утся придуманными. Н а этом можно бы поставить точку. Но будет досадно, если, напугавшись схематиз ма первых рассказов сборника, читатель не дойдет до лучшего, что в нем есть,— до рас сказов «Прощ ай, гармонь!» и «Пункт «В аська». ...По бурной северной реке Куронах плы вут плоты геодезистов. Трудно людям сов л а д а т ь с диким норовом «необъезженной реки». Особенно хорош был в решающие минуты битвы с Куронахом Ромка Москвин. В ся экспедиция «боготворит» этого весело го, общительного парня, к тому ж е еще и гармониста. Всеобщий любимец, музыкант, славный по виду парень? Получается какое-то вто рое издание рассказа «Бивень мамонта». Опасное начало. Наученные Г. Комраковым, мы уж е знаем, что именно с такими людь ми чаще всего др уж ат пережитки, пороки, срывы и т. п. Плоты прибыли в поселок, где экспеди цию долж ны снабдить продуктами. Радио грамм а зап озд ала, деньги не перечислены, продовольствия отряд не получает. Песнями под гармонь развлекает загру стивших геодезистов Ромка. А потом появ ляется гость — якут Нику. Пришел он не с пустыми руками — бутылочку спирта при хватил с собой. Готов он и еще раздобыть, но уж е за плату — если ему продадут гар монь Москвина. С тревогой следят друзья за поведением Ромки. — Нет, друг, гармонь наша не прода ется,— ко всеобщему удовольствию отвеча е т он,— друзей не продают. Вот первая неожиданность, которую по дарил нам автор, и мы готовы благодарить его, но... подождем: уж чересчур востор женно расхваливается Ромка — «побольше бы таких—веселее на свете жить было бы». Озорно подмигнув приятелям, Москвин в обнимку с Нику, с гармоникой и фотоап паратом через плечо, отправляется в кол хозный поселок. И дут часы ожидания — нет Ромки. Н еуж то пропивает своего дру га — гармонь? И вновь напрасны опасе ния — Ром ка возвращ ается, хотя и пьянень кий, но с гармонью, да еще мешок продук тов притащил для друзей. Молодец, парень, ■стойким оказался, несмотря на подозри тельное обаяние. И вот, когда мы уж е совсем уверовали в целостность хотя бы этого героя, когда участники экспедиции с удовольствием ж у ют принесенную Ромкой колбасу, курят его папиросы, наступает кульминация. Нет, не обманули нас предчувствия! О казы вается, Ром ка приобрел продукты обманным путем, он «фотографировал» жителей поселка не заряж енным аппаратом и получал за это деньги. Д рузья отворачиваю тся от Москвина. Тот осознает подлость своего поступка и, чтобы вернуть колхозникам мошеннически полученные от них деньги, реш ается рас статься с самым заветным: «...Прощай, гармонь. Пусть Нику научит ся играть громче пурги... Д рузей не прода ют, но друг выручает друга. Выручай Ром ку, гармонь!» Странно! В пересказе сюжета на первый план выходит все та ж е привычная нам схема, о которой невозможно говорить без иронии. Но читается рассказ с доверием ко всему написанному, мысли рож дает совсем не банальные В рассказе «Прощай, гармонь!» автору удалось создать своеобразный и яркий х а рактер, который развивается на наших гл а зах последовательно и логично. Ром ка так привык к своему положению всеобщего лю бимца, так привык развлекать всех то гар моникой, то песней, то веселым враньем, что сам не заметил, как во имя шутки, свое образно понятого чувства товарищ ества со вершил проступок, граничащий с преступ лением. И ведь не для себя, а для всех вы м анивал он рубли у местных «аборигенов», не ради корысти, а скорее ради забавной, как ему каж ется, проделки фотографировал он на пустую кассету. Н едаром под самый финал «роскошного обеда», припас Ром ка главную приправу вечера. П окаты ваясь со смеху, рассказы вает он, как старательно причесывалась пе ред «съемкой» фельдшерица, как выстрои лась к нему очередь желающих зак азать портрет, как мыли и причесывали жители своих ребятишек. Не сразу смысл сказанного доходит до сознания слушателей, не сразу обры вает ся их смех. Но когда поняли ребята, чему они обязаны угощением, смех перешел в гнев. Судили Ромку товарищи, на первый взгляд, слишком сурово и слишком поспеш но: они потребовали выгнать из отряда вчерашнего любимца. Но так ли уж суров их приговор, если понять причины, руково дившие геодезистами? — Ты над чем нас смеяться заставил! — гневно говорит один из них. В этом восклицании — весь смысл оскорбления, нанесенного Ромкой. Застави в ребят смеяться над гаденькой своей про делкой, Ромка сделал их как бы соучаст никами подлости. К аждый почувствовал се бя на минуту мошенником, и бунт против Ромки — это протест против зародыш ей гнили. Ром ка оскорбил друж бу, оскорбил доверие — все, чем так по-особому трепет но дорожит сегодня советский человек, ре шительно отметая времена хмурой подозри тельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2