Сибирские огни, 1966, №6
если люди считают главным делом своей жизни то, что они делают, им нечего скры вать, «потому что они не боятся, что это помешает их карьере или подорвет автори тет». К такому выводу приходит Виктор. Он переносится мыслью к сложным и труд ным годам в жизни нашей страны, о кото рых рассказы вала бабка. Он понял, что бабка «изобрела свой огонь», который на полнял смыслом ее жизнь и согревал дру гих. «И таких, как она, было немало. П о этому и тогда, в те годы, не останавлива лась наш а жизнь, горел человеческий огонь, люди делали главное дело своей жизни». И пусть теперь этот сильный духом че ловек долж ен умереть, пусть и он сам, Вик тор, не дож ивет до тех дней, когда подни мутся высоко в небо маленькие деревца на его родной земле, для него не может быть вопроса: «быть или не быть». Только быть! Гамлеты отменяются! Виктор укрепляется в этой позиции, наблюдая за своими попут чиками. Дум ается, однако, что попавшая в центр внимания рассказчика молодая ж ен щина Залесова,— персонаж, пожалуй, наи менее интересный. Выглядит она очень ор динарно. И поэтому неубедительна реакция Виктора — его повышенный интерес к ней, его душ евное умиление и сердечное смягче ние. И никакими лирическими отступления ми помочь этому уж е нельзя... Истории, о которых повествует Ю. Сте- фанкин (сборник рассказов «Планета в де кабре»), незамысловаты : это может быть встреча в вагоне с молодой учительни цей («Планеты в декабре»), любовь к девчонке, сердце которой занято другим («Дом, в котором ночует солнце»), эпи зод осенней охоты («Утренняя мелодия») и т. п. Привлекает в рассказах непосредствен ность, живость, д аж е порой какая-то наив ность в восприятии героями окружающего мира. Вот ведь, как будто, все уже извест но и знакомо и нет ничего особенно пора ж ающ его в том, что видит рассказчик, а он останавливается перед этим увиденным как первооткрыватель, он поражен новизной и свежестью виденного и не может пройти мимо. И эта радость открытия передается нам, читателям, становится уже эстетиче ской «категорией», превращается в худож е ственную плоть и кровь рассказа. Таков, на наш взгляд, маленький рассказ «Утрен няя мелодия». Сюжетно и психологически крепко пост роен рассказ «Л ед на дорогах». Герой рас сказа молодой шофер Ж енька ведет ста ренький газик по бездорожью. В пути, как часто бывает, встречает другого такого же бедолагу-ш офера. Они пытаются выручить друг друга на подъеме. Выбравшийся удач но Ж енька, однако, бросает своего «благо детеля». Здесь-то и начинаются его нравст венные страдания. Р ассказ привлекает не обнаженной мо ралью, а умением подать ее ненавязчиво, деликатно, умением раскрыть психологию человека точными поэтическими деталями. Один пример: «Ночью пошел снег, волг лый, цепкий. И луна светит в окно тусклой ф арой — у нее тож е, наверное, садятся ак кумуляторы...» Однако не все рассказы удачны. Иног да сама рассказанная история, сюжет по вествования и лирико-философский итог не вступают в органическое сочетание. Р а с сказ с отлично найденным заглавием «Дом, в котором ночует солнце» схематичен с точки зрения обрисовки характеров. В «Солнечных рассветах», в общем-то, не плохом произведении, проступает порой чисто внешний очерковый колорит. В нем опять нет той «изюминки», которая при сутствует в лучших рассказах Ю. Стефан- кина... Н а литературном форуме писателей Кузбасса выступает и Гарий Немченко со своей повестью для детей «Сережка — ан тоновский ветеран». Весь интерес такого рода историй дер жится не на том, что рассказы вается, а как рассказывается. Г. Немченко отлично зн а ет психологию мальчишки-второклассника. Рассказ привлекает именно Сережкиной «точкой зрения» на жизнь. Это мальчишка с любопытным характером: он охотно уча ствует в массовых «побоищах» «пацанов», обретая синяки и шишки, охотно уничто ж ает рогаткой воробьев и прочих перна тых. Но у него большое, доброе сердце. Все неблаговидное идет от мальчишеского неуемного темперамента. Все доброе — от души и разума. У Сережки есть серьезное мальчишеское понимание жизни, в которой свое место находят и сверстники, и взрос лые. В его сознании есть тонкие градации различных чувств, острая наблю датель ность и юмор. Повесть проникнута боль шой любовью к детям и заботой об их по- своему большом и сложном внутреннем мире... В сборнике фельетонов Александра Зайцева «Кирпич в сердце» перед читате лем заостренно предстают многие недостат ки и уродливые явления, загораживающ ие дорогу хорошим людям, мешающие нам ж ить и работать. Автор умеет смотреть на события много раз повторявшиеся в жизни по-своему, под определенным градусом фельетонного смещения реального плана. Найти этот «угол смещения» — одно из важных, пожалуй, условий мастерства фельетониста. Нередко, однако, авторы фельетонов просто-напросто связно, по порядку излагают существо события и рас цвечивают повествование разными хитрыми и очень часто шаблонными стилистически ми завитушками (было бы «посмешнее»). А. Зайцев ищет форму фельетона в целом, а не словесный орнамент. Удачны его ф ель етоны «Кирпич в сердце», «Мрст в рас срочку», «От А» до «О» и др. Там ж е, где автор не увидел ф акт именно глазами ху дожника, его ж дет неудача. Нам каж ется, что такие фельетоны, как «Рядом с П арн а сом», «Унтер», «Веселый катаф алк», откли каясь, вероятно, на актуальны е местные те мы, все-таки не имеют того обобщенного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2