Сибирские огни, 1966, №6

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В. О д и н о к о е Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й Ф О Р У М К У З Б А С С А 1 ^ емеровское книжное издательство предприняло выпуск красочно офор­ мленной серии книжек небольшого формата под грифом «Кузбасс литературный». Вни­ манию читателя предлагаются повести, рас­ сказы, поэмы, стихи, фельетоны и стихо­ творные сатирические произведения. Среди авторов — и хорошо знакомые по ряду книг и сборников Г. Немченко, Е. Бурав- лев, Э. Бурмакин, и совсем молодой Ю. Стефанкин, только что опубликовавший свою первую книжку... Вот повесть Михаила Сафонова «Со мной ничего не случится». Герой повести — Генка Федотов, молодой парень, окончив­ ший университет и махнувший на стройку в Сибирь. П ож алуй, его сюда заманила не столько романтика, а так уж сложились обстоятельства: после окончания универси­ тета новоиспеченный учитель понял жесто­ кую правду, которую мужественно «пере­ варил» всем своим существом,— правду о том, что он, Геннадий Владимирович Фе­ дотов, учитель истории, ни к черту не го­ дится ни как специалист, ни как граж да­ нин, ни как человек (так он, по крайней мере, дум ал). И вот пока «типичные» пред­ ставители молодого поколения (Генка то­ ж е считает себя таким «типичным предста­ вителем третьего поколения») таскали пос­ ле «госов» медицинские справки в деканат и срочно устраивались в архивы и тому по­ добные богоспасаемые местечки, Геннадий Федотов, попробовав себя на учительском поприще, навсегда порывает со своими прежними представлениями о цели жизни, расстается с мыслями о проторенной доро­ ге к счастью и душевному благополучию. Получив диплом, он не успокаивается. Он предпочитает бесплодному сидению в к а ­ ком-нибудь пыльном архиве работу на д а ­ лекой стройке. Д ля него лучше рыть ш ты­ ковкой канавы в зимнюю стужу, чем успо­ коиться, достигнув определенной «отметки» на жизненной стезе. В этом он видит спа­ сение для всех «типичных». Могут возразить: с университетским дипломом рыть канавы? Диковато! И что ж, теперь всех «типичных» гнать скопом в «оргнабор»? Нет, конечно. Мысль автора, разумеется, не столь прямолинейна. И вообще вся по­ весть лишена налета поверхностного «пе­ дагогического» назидания. Конкретные рецепты Геннадия Ф едото­ ва хороши лишь для него самого. Но за конкретным, за «частностями», встает большая общая проблема воспитания мо­ лодого поколения, проблема нравственного самоусовершенствования человека, поняв­ шего, в чем истинный смысл жизни. Герой М. С афонова — без скидок герой положительный. Но он не схема, а живой человек. Он может, если следует, дать «по морде», «покутить с девчонкой» — и все- таки быть всегда самим собой. Геннадий никогда не пойдет на компромисс в нечи­ стом деле, никогда не оставит в беде дру­ га, не задерет нос. На него вполне можно положиться в любом деле. Повесть «Со мной ничего не случится» лирична. Лирическая стихия заполняет ее до краев. М. Сафонов неплохо показал се­ бя и в психологическом анализе. Метод са ­ монаблюдения помог, очевидно, ему от­ крыть «кладовые» души своего героя без навязчивости, убедительно. И когда Федотов совершает по сути де­ ла то, что именуется трудовым подвигом, мы в глубине души не чувствуем в этом поступке заранее положенной в фундамент произведения мысли «перековать» или, до­ пустим, «подковать» героя. Мы с радостью открываем эту сторону его характера, сопе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2