Сибирские огни, 1966, №6
мятью, которая, спустя годы, могла эти со бытия восстановить. Кроме того, конец двадцаты х, самое на чало тридцатых лет в Сибири —- это годы, как бы наполненные не только воспомина ниями минувшей войны и революции, но и живыми ее участниками. Каждый сибиряк, который был старше Васильева всего лишь на десяток лет, если уж не являлся актив ным участником минувших событий, так, во всяком случае, был причастен к ним. На улицах сибирских городов и сел, осо бенно в революционные праздники, можно было увидеть людей в папахах, перевязан ных красными лентами,— партизанского Сусанина или партизанского Кузьму Крюч кова. Немало было и людей не у дел, но с безупречной военной выправкой — бывших царских, а затем и белых офицеров. Во всяком случае, какими бы ни были личные впечатления поэта о гражданской войне, но они были. Однако дело не только в этом. История той ж е гражданской войны бы ла впервые написана ее участниками и ру ководителями спустя всего лишь несколько лет после того, как отгремели последние бои, а начали они свой труд в годы, когда сущ ествовал еще и добивался красными войсками черно-белый барон Унгерн. И все-таки это были историки, потому что подходили они к событиям не столько через свои собственные впечатления, сколь ко привлекая определенные и объективные материалы и документы, систематизирован ные свидетельские показания. Иначе гово ря, участники событий стали их исследова телями. Они делали в истории открытия, они делали в ней обобщения, они события объясняли. Вероятно, идеалом поэта-историка был и остается Пушкин. В Сибири во времена В асильева тож е был поэт, в историзме ко торого нельзя сомневаться и даж е оговари вать его серьезными «но»,— это Леонид Мартынов. Однако в «Избранных» Васильева мы не найдем ни одного действительного, кон кретного события, ни одного подлинного исторического лица, кроме, разве, самых беглых упоминаний, которые могут при надлеж ать любому человеку, ни в какой ме ре не причастному ни к истории, ни к поэ зии. У него нет и в помине своего «славного героя прошлого», а ведь без такого героя не обошелся и, наверное, не обойдется ни один историк, тем более — историк-поэт. И те ж е картины революции, революци онных столкновений богаты у него необы чайно яркими красками, но по мысли и даж е по сюжетам они статичны, однооб разны. Несколько особняком стоит «Принц Фома», но и здесь — находка золотоискателя, а не поиск мысли исторической, и здесь — на первом плане краски, живопись. Однако как бы сам поэт ни подходил к историческому материалу, каким бы спосо бом он его ни находил для себя, факт ос тается фактом — все-таки мы, читатели, во спринимаем многие его произведения как исторические. И не потому, что время прошло, отда лило нас от событий и помимо поэта сде лало свое дело. Так не бывает. Сила самого опоэтизирования делает это, на это способ на, конечно, когда она попадает прямо в цель, то есть, когда опоэтизирование при лагается к событию действительно истори ческому, точно схватывает детали, краски, запах того времени, о котором хочет ска зать. Так и возник тот ж е «Принц Фома» и «Песня о гибели Казачьего войска», и «Со ляной бунт». Васильев жил в круге очень ярких впе чатлений, но не выходил из него, не настиг впечатлений и мыслей иных, их и нельзя уж е было настигнуть все в том же качест ве. С возрастом, с течением времени они не могли приходить к нему все тем же чисто эмпирическим путем, а только вместе с познанием, по крайней мере, вместе с при стальным, избранным интересом к какой-то стороне окруж авш ей его действительности, с ее изучением. Удивительно, что все тот ж е замкнутый круг своих впечатлений Васильев очень не значительно расширил даж е путешествиями. Он побывал и на Тихом океане, и на Лене, и в Средней Азии, но как немного у него произведений непосредственно об этих д а леких местах, как мало он принес оттуда в свои последующие стихи и поэмы. Так они шли и шли — степные и родные ему с детства павлодарские запахи и крас ки через всю его поэзию: Тяжелой кошмой развернута мгла.., или: В черном небе волчья проседь.., или: Немеркнущая, ветряная синь Глухих озер. И пряный холод дынь. И даж е пулеметы у него — «пулеметы- косари», и д аж е революция в Германии — вино, которому настало время выбить дно у бочек. Он шел не вширь, а вглубь, в глубь то го, что имел от природы, от рождения про долж ая добывать все новые находки, много находок, однако, чем дальш е, тем все боль ше похожих одна на другую. Он не искал совершенно новых понятий и оценок, но по нятия и оценки, сложившиеся в то время, в которое он жил и которым жил,— часто передавал своей поэзией с необычайной си лой. Во всей Западной Сибири Павлодарские степи, вероятно, одно из самых унылых и однообразных мест, но для Васильева это золотая россыпь. Столичный поэт, уж е признанный, уже известный, он то и дело оказывается в пле ну у П авлодара, независимо от того, прок линал он его в стихах или воспевал. В конечном счете его гордость то и дело оказывалась гордостью опять-таки павло дарской.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2