Сибирские огни, 1966, №6
це, растворенное в знойном мареве, рассы пало по зеленоватой водной глади мириады блестков. На горизонте сероватая полоса, отделяющ ая синее небо от воды...» То же самое можно написать о морской глади в любой точке земного шара, припомнив чтения школьных лет про путешествия пи ратов и острова сокровищ. Большинство очерков таковыми являются лишь по опре делению в заголовке. По существу ж е они статьи и даж е корреспонденции. Судите: «Подростком пришел на завод Эллен Лим а- ренко. Все эти годы он работает в прокат ном цехе. За двадцать лет работы он приобрел богатый опыт. Лимаренко в совер шенстве знает прокатное дело, обучил десят ки молодых рабочих. Но рабочий не довольствуется достигнутым. В прошлом году он блестяще защитил диплом техника- прокатчика. Сейчас один из лучших масте ров цеха». (Николай Лисица, Геннадий Хлебников. «Амурсталь» ш агает в завтра. Очерк. № 2). Нелепо было бы отвергать присутствие на страницах литературно-художественного н общественно-политического, а проще ска зать, «толстого» ж урнала репортажей, кор респонденций, информаций, бесед с хозяй ственными, советскими и партийными работ никами, статей крупных специалистов и т. п. Но все-таки следует помнить, что не которые из традиционных газетных жанров, скаж ем репортаж , отчет, корреспонденция, попадая в книжку ежемесячника, тем более двухмесячника, утрачивают ценнейшее свое качество — оперативность. Больше всего сохраняют приметы ж ан ра, а потому, возможно, и наиболее удачны в «Дальнем Востоке» портретные очерки. Андрей Пассар в очерке «Современный охотник — Мэрген» (№ 5) точно нарисовал быт таежных следопытов; выразителен у него и портрет нанайца, убившего к своим сорока трем годам сто тридцать медведей и сдающего государству в год пушнины на десятки тысяч рублей. Здесь ж е с полным к тому основанием даются рекомендации для улучшения трудного промысла. М атери ал получил сильное общественное звучание и безукоризнен по форме, ибо в очеркисте счастливо соединились знаток дела и худож ник. Вправе ли мы всегда ож идать и тре бовать сочетания в одном лице таких досто инств? Д а, если речь идет о большой лите ратуре, если не будем делать скидку на актуальность темы или трудности поиска автора... Отдел искусства и литературной критики в «Дальнем Востоке» составляется умно, целенаправленно, с разм ахом отнюдь не областническим. Среди разнохарактерных публикаций выделяется статья о скульпторе И. Н. Ж укове, имевшем до революции шумный успех у прогрессивной интеллиген ции. О его работах писал Горький: «...жиз ненно, нравится и трогает за сердце. Во всем есть что-то глубокое, верное, русское...» С толь же лестно о талантливом дальневос точнике отзывался Л . Н. Толстой. В П ариж е Огюст Роден не захотел принять Ж укова в ученики: «У Вас слишком сильная инди видуальность... Пусть Вашим учителем бу дет сама природа». Вскоре имя Ж укова приобрело европейскую известность. После семнадцатого года Иннокентий Николаевич был одним из зачинателей художественного образования на Д альнем Востоке. Х удож ник-демократ организовал в Чите первую революционную студию. Создатель ориги нального монумента «Социальная револю ция» и памятника Л азо пользовался внима нием Крупской, Луначарского. Творческое наследие Ж укова огромно, но,— пишет с горечью автор статьи,— современному зри телю искусство его известно мало, репро дукции работ Ж укова — библиографическая редкость, выставок его произведений не устраивают. Как знакомо, как часто еще повторяется у нас это небрежение к пам ят никам русского искусства. Д ля редакции «Дальнего Востока» свой ственны пристальное внимание к летописям края, постоянные усилия вернуть из забы тья поучительные страницы истории культу ры, вообще уважительность к наследию и традициям. Читатель найдет в обозревае мых номерах любопытнейшие протоколы Д альсовнарком а 1917— 1918 годов, воспо минания большевика-подполыцика, эссе о П авле Васильеве Д . Романенко, работавш е го при редакторстве Ивана Касаткина в ж урнале «Земля советская». Этот своеобраз ный орган группировал крестьянских писа телей. Записки Романенко достоверны, страстны, научны. Рисуя литературную сре ду тридцатых годов, автор находит примет ные детали, образы известных писателей ож иваю т под его пером; и тут ж е скупые, логически обоснованные резюме. Бережное, непрестанное, из номера в номер воскреше ние ценностей покоряет. Тому ж е часто служит рубрика «Писатели и книги». Отдел критики «Дальнего Востока» интересен. В. Хмара в статье «Духовное бо гатство. Что это такое?» (№ 4) ведет пра ведный бой с коллегами из столичных ж ур налов по вопросу о положительном герое. Галина Колесникова на основе анализа ро манов П авла Халова и Петра Проскурина затеяла серьезный разговор о прозе послед них лет (№ 1). Мне хотелось бы поспорить с автором статьи о знаменитой дилогии Григория Федосеева. О. Ж уравина («Наперекор сти хиям», № 3) ставит писателю несправедли вые упреки в нагнетании «бедствий, а в а рий». Что же делать, если труд геодезистов с переправами в глухих местах через бур ные реки, в скитаниях по дикой тайге дей ствительно опасен? Люди иных земных профессий подвергаются риску и гибнут, мо ж ет быть, чаще, чем, скаж ем, в современной авиации. Ж уравина сама ж е признает: «Дилогия докум ентальн а,, факты в ней д о стоверны». В одном из предисловий Гр. Фе досеев оговорился, что вынужден был собы тия многих лет стиснуть во времени, уплот нить. Это право художника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2