Сибирские огни, 1966, №6
тора, не суетное стремление привести чита теля в трепет, исторгнуть слезу. Заболот ный, ученик Мечникова, один из основопо ложников эпидемиологии, ставит под угро зу себя и подчиненных ради ограждения от страшной заразы сотен тысяч людей. Н а чальник рудника Б аёв у Балабина вершит то ж е самое во имя сомнительного прести ж а. И тот и другой платят дорогую цену за принятые решения. Но в первом случае при несенные ж ертвы почти неизбежны, соци ально, психологически, художественно оп равданы, и потому возникает подлинно тра гическая ситуация. Во втором случае жизнь героя обрывается нелепо, жертвенный исход не обязателен, а лишь авторскими намека ми, подспудными нитями теоретических по строений связан с поведением Баёва. В пер вом случае драм атизм ситуации, трагедий ный пафос возвышают героев, дают пример для подраж ания. Во втором — такой д р а матизм лишь рассчитан на отрицательную реакцию читателя. Я не хотел бы создать ложное представ ление о повестях Балабина, Колыхалова, Халилецкой. В них есть достоинства, они не хуж е ^десятков творений «молодой прозы» из нашей периодики. Я сознательно заострил противопоставление, дабы обратить внима ние на модное явление. В чем основания бесконечных мытарств и крушений литера турных горемык и несчастливцев? Нередко напасть и погибель сваливаю тся на них про сто как следствие литературной неопытности авторов. Н овелла «Табун» Александра Чемонина (№ 5). Бешеный галоп обезумевших живот ных. И волевой всадник. «Ему надо обойти голову табуна раньше, чем тот достигнет обрыва». Не минул роковой черты. На плесе десятки искалеченных коней — с пере ломанными ногами, шеями, спинами... Пот рясенные свидетели молчат. Внимание их привлек какой-то голубой предмет. Труп пастуха. «В голубой чистой рубахе. В сед ле... Обе руки вцепились в поводья... Голова подвернута под грудь...» Гимн «умному, волевому человеку». Один разбился — дру гой готов повторить его смерть. В финале опять: «Как черная кипящая пена, бешено мчится табун... Зам ирает сердце: табун несется туда же, к обрыву. Но вот, обгоняя эту дикую темную массу, стрелой мелькнул всадник». На сей раз уцелел. Но завтра рев самолета снова вспугнет коней, и чем кон чится гонка — не известно... Перед нами но велла, а не^зарисовка с натуры, и эпизод с катастрофой служит,, оказывается, тому, чтобы два спутника, недовольные друг другом, смогли преодолеть взаимное недове рие. Гибель табунщика становится как бы «лакмусовой бумажкой» для выяснения их взглядов. По мысли автора, здесь и смерть романтична, оправдана, свидетельствует о красоте духа, величии времени, о движении к светлым вершинам. Читатель вправе по- другому оценить обстоятельства и счесть, что в хозяйстве, где так пасут лош адей,— преступное отношение к технике безопасно сти, бездушны руководители, царят нравы средневековья, и нечему тут радоваться. Напряж еннее, глубже и человечнее кол лизии в рассказах Юрия Рослого, Валерия Ш ульженко и Геннадия Голышева (№ 1), где все с виду буднично, казалось бы, а вместе с тем серьезно и злободневно. Д ед учит мальца таежным премудростям, обхо дится с ним как с равным. А ребенок-то сирота, дед взял его на воспитание... Ш ести летний пацан еле упросил мастера пустить его поработать на разделке улова... С тарик- пенсионер разрисовал стену нового много этаж ного дома в прибрежном поселке, изо бразив мать с младенцем на руках. К апита ны, входя в бухту, командуют: «Д ерж ать на мальчишку!» — в лучах заходящ его солнца он хорошо виден... Нужна известная тонкость в нюансировке чувств, чтобы не сфальшивить, чтобы в подобном сюжете донести читателю правду жизни. Неброская прелесть реальных человеческих отношений у Шульженко, Голышева и Рослого созвуч на скромным пейзаж ам русской стороны. И на читателя, избаловадного, оглушенного модерными рифмами, модными беллетриста ми, пресыщенного журнальными спорами, потерявшегося среди нарастающ его «потока информации», знаковых и прочих теорий языка, повеяло чем-то родным и добрым... Несомненно привлекательны для читате ля и заслуж иваю т внимания критики рубри ки «По Д альнему Востоку», «Уголок крае веда», «Из прошлого». Чаще всего очерки строятся по типу путевых заметок. Автор, как правило, ж ур налист, описывает, что видит. Большие расстояния, трудные пути-дороги. Ф отокор респонденту есть что снять. Знатны е зверо воды, умудренные пастухи оленей, суровые капитаны. Курятся прокопченные трубы заводов, бушует пламя в мартенах, сукон ные куртки, прожженные брюки литейщи ков. Друж елюбные чукотские собаки, дым чато-салатовый ягель, желтые полярные маки, синие-синие незабудки, белые гуси, черные казарки, голубые песцы, могучие бивни гигантских мамонтов, буксиры, б ар жи, теплоходы, безбрежный простор, шелест волн на прибрежной гальке... Среди этой красоты и экзотики, однако, затаились два типичных для публицистов журнала грешка: экзальтация в описаниях и беглость характеристик. Вот как, напри мер, пишет Ж ан Чесноков в очерке «Чудо- земля» (№ 1) о руководителе первой науч ной экспедиции на острове Врангеля Геор гии Ивановиче Ушакове: «Прекрасный был человек! Амурский казак по происхожде нию, партизан, боец Красной Армии, дере венский избач, студент университета, со трудник госторга, коммунист... с честью оправдал оказанное ему доверие, за что был награжден орденом...» Так-то текут из- под пера очеркиста анкетные перечни с вос клицательными определениями. А вот пей заж у Всеволода Яхонтова в краеведческом этюде «Остров Монерон» (№ 1): «Море играло всеми красками. Ослепительное солн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2