Сибирские огни, 1966, №6

гармы, выразительные детали геологическо­ го быта, доскональное знание таежной стра­ ды. Если б этот колоритный материал соб­ ственных наблюдений уложить в очерк о разыскании промышленного месторождения слюды... Нет, нам предложили худож ествен­ ную повесть. Но у всякого ж анра свои зако ­ ны, в повести необходимо движение характе­ ров. У К олыхалова ж е главные действую ­ щие лица прошли по главам, духовно мало изменившись. Лиш ь лукавая прелестница несколько выпрямилась, попривыкла к тоу- ду, загрустила от невзгод пустопорожней жизни, стоит на пороге признания норм про­ писной морали. Но ведь и эти метаморфо­ зы — отошедший в былое литературный штамп, который следует преодолеть и о д а­ ренному молодому писателю... Повесть Ефросиньи Халилецкой «Зина» (№ 2) — типичнейший образец современной мелодрамы. Р азл ад в семье у восьмиклас­ сницы, подавленное состояние, отчаявшееся сердце, удары судьбы, стоны, слезы, блед­ ные лица, бремя сокрушений и невзгод на девичьи плечи. М ать расходится с отцом. Душ ераздирающ ие афоризмы. «Любовь з а ­ ставляет плакать». И сакраментальный воп­ рос: что ж е такое любовь? Героиня уже перестала считать себя девочкой, ей нужен ответ. «Пойдешь в кино — любовь... Какую книгу ни раскроешь — любовь... А она, вы­ ходит, вот какая, мамины затуманенные болью глаза?.. Боль, одна только боль? Тогда к чему ж е люди тянутся?» Так и в повести С танислава Б алабина «Под колеса­ ми наледь» (№ 4), в центре бедолага-шофер, которому вечно не везет. «...Коршун привык ко всякого рода неприятностям — они лишь укрепляли его в мысли о том, что он неудач­ ник в жизни». Улыбнулась было Коршуну фортуна в личной жизни — нашел милого сердцу человека — и снова отвернулась. Погиб Коршун при исполнении служебных обязанностей, погиб геройски. По словам одного из персонажей, в истории с Коршу­ ном «была какая-то неясность, но какая именно, он понять никак не мог». Неясность сохранилась и для читателя. Мож ет быть, идея в излияниях Б аева — уж слишком они перекликаются с трагическим финалом? «Человек дорож е оборудования... это бес­ спорно... Но смерть всегда порождала жизнь. Люди всегда шли к жизни через смерть. Команлипу, отправляющ ему своих солдат в штыковую атаку, известно, что МНОГИе ИЗ НИХ Не в е р н у л и В О аипЫ , н о эго делается во имя будущего, во имя жизни...» Т акая тирада вроде бы объясн яет замысел повести. Но автор относится к откровениям Баева скорее осуждающ е, хотя где-то инто­ нации осуждения и смешались с нотами вос­ хищения сильной личностью. Б аев созна­ тельно подвергает опасности людей и себя, организуя вопреки запрещению исполкома авторейс по подтаявшим весенним рекам. Спасая Баева, тонет Коршун. Нечеткость авторской позиции, естественно, повела к сомнительности психологических мотивиро­ вок. Д ля заверш ения сюжета потребовался несчастный случай, роковое стечение. Философская концепция потеряла убеж даю ­ щую реальность. Художественное исследова­ ние, как и всякое другое, не терпит прибли­ зительности... Богатство обозреваемых номеров хаба­ ровского двухмесячника — документальные ж анры . «Повесть о Всеволоде Иванове» Василия Никонова (№ 4—5) — про путеше­ ствия московского гостя с группой забай ­ кальских литераторов по урманам, кряж ам и норовистым рекам экзотического края, про встречи его с людьми, про жадный интерес к народному быту, про тайны писательского труда. Никонов создал рельефный портрет своего учителя и друга, любовно обрисовал родные просторы и земляков. О тигровой охоте писали не раз, и всегда подобные рассказы производят впечатление. Еще бы! Борис Ж иденков, в отличие от предшественников, чаще всего присутство­ вавших при опасной игре во втором эшело­ не наблюдателей, сам побывал в когтях зверя, знает захваты вающ ее ремесло до тонкостей. Его повесть «По тигровому следу» (№ 3—4), посвященная легендарным нашим современникам братьям Трофимовым, лише­ на детской восторженности и дилетантизма. Выследить, настигнуть и одолеть тигра — дело рискованное, требует незаурядного опыта, безграничной отваги и, помимо все­ го, очень коллективное дело. Оплошность или минутная робость одного может стоить крови другим. Не раз так и случалось. В произведениях искусства охота на царя тайги вы глядела нередко как веселая заб а­ ва: прижали кольями к земле, сунули в оскаленную пасть кляп, скрутили лапы и понесли. Борис Жиденков развеял миф. Успех автора — лишнее подтверждение тому, что в документальных ж анрах глав­ ное — достоверность описаний, тогда и «обкатанная» тема мож ет сверкнуть по-но­ вому. Морская быль «Пламя над океаном» Василия Кучерявенко (№ 4) и документаль­ ная повесть Ивана Куренкова «Черная смерть» (№ 2) открыли читателю забытые подвиги: первая — моряков танкера «Совет­ ская нефть», спасших в 1932 году сотни людей с горящего судна; вторая — русских медиков. И сейчас еще в Томске здравству­ ет участница борьбы с чумой Беатриса Михайловна П аллон-Бутовская. В повести фигурируют реальные лица: студенты Бель­ цев, Суворов, Бутовский, выдающийся учё­ ный Д. К. Заболотный и другие. В 1910 году эпидемия, унесшая до ста тысяч жизней, «рвалась из Маньчжурии в З а б а й ­ калье, в Европу, но была остановлена гор­ сточкой самоотверженных людей». Мы благодарны автору, воскресившему память о подвижниках русской медицины На страницах названных произведений И. Куренкова, В. Никонова, Б. Ж иденкова, В. Кучерявенко присутствует смерть. Гиб­ нут люди, ибо описаны трагические истории, тяж ба со стихийными силами не обходится без ж ертв. Но тут драм а — не прихоть ав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2