Сибирские огни, 1966, №6
го молчали. Лосю надо было передохнуть, а мне подумать... Ж аль, измотался Лось. Как он с нормой справится? От обеда в животе у него ни калорийки не осталось. Н адо помочь ему с последней бочкой. Все- таки общественное дело — отлупить Витьку- бурж уя. Если будем проходить мимо т а ких... они всю жизнь только пищу перева ривать будут. Конечно, и неловко немного. Это когда спросишь себя: а за что все-таки отлупили Витю? Что толстый и не работа ет? Он несознательный, как многие другие. Родители — вот кто отвечает за него. А по думаеш ь — при чем здесь они: каждый сво его ребенка жалеет...» и т. д. Вот она-то и необычна, эта внутренняя тяж ба с собою; тед и отличается герой Ткаченко от иных правдоискателей, что об л ад ает незаурядным для своих лет качест вом — зрелостью мышления. Критика уж е обратила внимание на ту особенность героев новейшей литературы, что они повзрослели. Но повзросление дей ствующих лиц получало чаще всего фор мальные признаки: поднялся возрастной ценз, в связи с этим меняется и обществен ное положение... Герой Ткаченко серьезен по-настоящ ему. Его непрестанные раздумья над смыслом происходящего становятся важным двигателем духовного совершенст вования. Н апряж енная внутренняя работа юноши, ищущего прочных основ в жизнен ной борьбе, приводит его порою к выводам, которые заставляю т и читателя задуматься над сложностью нравственно-этических про блем. Свою первую любовь Толя переживает трогательно, своеобразно. Он робок от при роды. Он с девочками чувствует себя не уверенно, делается, по собственному при знанию, деревянным, глупым или начинает грубить, словно хулиган. А вот с Валей все по-другому. Обстоятельства вынуждают проявить и мужество и настойчивость. Он В але симпатичен, приглянулся с первого раза, и она, дочь начальника цеха, стала ему подклады вать отборную клепку, что, разумеется, тотчас заметил язвительный со сед Толи. Пришлось парню объясниться с девушкой. Не инстинкты и наитие, а осмыс ленное чувство отличает духовно развитого человека. Толя при помощи подружки стро ит отношения в любви, основанные на бе режном признании прав другого. Эти сов сем еще зеленые подростки находят безо шибочные решения, преодолевая ухабы, обе регают свои сердца от непоправимых травм. И звечная интуиция влюбленных, облагоро ж енная устоями народной морали, девичья нежность и ответный порыв мужской бла годарности ведут и предостерегают их. Пи сатель показывает любовь как взаимное одухотворенное творчество, где и провиде ние, и м аята сомнений, поиски, и крайнее напряж ение нравственных сил, зато как не избежное следствие — новый скачок в созре вании личности. Угрызения совести, которые довелось пе режить Толе, когда он под влиянием непуте вого друж ка совершил кражу, последовав шие затем смятение, подавленность, изну ряющее сердце отчаяние уподобились очи стительной грозе, повели к новым прозрени ям. Без этих душевных мук вряд ли смог бы он так подняться в самом ответственном конфликте, что возник при оценке поведе ния Нарышкина. Ребята устроили товари щу трогательные проводы в армию, а он их гадко обобрал. «Вот почему он прятался, хамил и торопился смыться с наших глаз. Дураки, рассуропились, целоваться лезли, а его бы за глотку... Доверие, чуткость! А он плевал на такие высокие чувства». Ясно, каж ется. Но у Ткаченко есть важное про должение. Через некоторое время оставшие ся трое друзей возвращ аются к оценке по ступка обидчика. Происходит существенное размеж евание взглядов. Д ля Л ося Н арыш кин — законченный лиходей, недостойный жалости тип. Д ля Толи — «тоже человек». Толя не раз касается в мыслях томительной темы, у него слова «тоже человек» — не случайный рефлекс сострадания, а итог нравственных поисков, принцип отношения к ближнему. Нарышкин — детдомовец. Сколько он всего уж е натворил, мальчише чьего, но и серьезного. Получил два года условно, деньги вот опять у кассирши спер, вечно голодный, жадный, сшибает добавки, работает кое-как... Но ведь сирота, бессе- мейщина. Кк его воспитывал? А теперь вот уходит в армию. Грустно, трудный человек... «К кому он там попадет, как устроит жизнь? Мы-то его терпели, понимали. Не все такие, обидеть могут беспризорного человека». Привлекательно раздумье Толи, но прав, ко нечно, и Лось, когда мрачно заметил о Н а рышкине: «Не стал бы гадом...». К аждый по-своему прав, но позиция Толи в споре сильнее, его взгляд шире, тоньше, человеч ней, чем однобокая суровость Лося. Осудить Юрку Нарышкина просто, понять нелегко, а ведь надо объяснить поступки. Толя пы тается это сделать, и тогда в его рассужде ниях возникает строгость к людям, о круж а вшим Юрку, к среде, к обстоятельствам, по родившим духовное уродство. «Берег долгой зимы» Анатолия Ткачен ко — несомненно, одна из интересных пуб ликаций в прозе минувшего года... О повести Владимира Колыхалова «И д ти одному запрещаю» (№ 1—2) критики сказали много приятных слов. Однако на фоне лучших произведений года она все-та ки проигрывает. Уж слишком традиционны тут коллизии. Черствый карьерист Нелаев и его добродетельный антагонист Суздальцев, красивая соблазнительница Вера Петровна и ее антипод — стерильно светленькая ге роиня. Под конец порок наказан, добро тор жествует, клад природы открыт, злодей по гиб, а мудрый директор выкарабкался из лап смерти и возвращ ается на радость изы скателям ,в отряд; у хороших возлюбленных дело пошло к свадьбе, у плохих все рас строилось; наиположительнейший доктор от учил пить чифирь передовика производст ва... И меж тем прекрасные пейзажи Д ж а -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2