Сибирские огни, 1966, №6
А. ИОФФЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАПИСОК ГИПНОТИЗЕРА Около двух лет н азад в «Сибирских огнях» были опубликованы « З а писки гипнотизера» — своеобразный очерковый итог многолетних наблю дений новосибирского врача Анатолия Иоффе. М атериал этот вы звал ж и вейший отклик среди читателей ж урнала не только в Сибири, но и далеко за ее пределами. И дя навстречу многочисленным пож еланиям, редакция по просила автора продолжить свои «Записки». П ередо мною письма, полученные за по следние два года. На штемпелях — М ага дан, Москва, Чукотка, Кишинев, Андижан, Иж евск, Вильнюс. И, конечно, города и се ла Сибири. О казалось, что такая узкая, как будто, область, как гипноз, интересует мно гих людей. У одних — это сугубо личный интерес: не является ли врач-гипнотизер каким-то вол шебным исцелителем, способным избавить от любой болезни? Увы, это — заблуж де ние: в каж дом городе, в каж дом селе, от куда идут письма, есть много врачей, ко торые лечат во многих случаях лучше ме ня, ибо я специализируюсь в основном на кожных заболеваниях. В других письмах поднимаются более общие вопросы. Эти письма говорят о воз растающ ем интересе ко всему, что связано с психикой человека. Люди хотят осмыс лить роль слова, обстановки, внушения в жизни. На часть этих вопросов я и попы таю сь ответить. Начну с письма читательницы Ч. из Уд муртии. Она спрашивает, как ей избавить ся от... колдунов. Как это ни странно, вера в колдунов еще не изжила себя в нашем цивилизованном мире. В живучести этого предрассудка немалую роль играет внуше ние и самовнушение. «Колдуны могут вредить людям, а мо гут и погубить человека заж иво,— пишет граж данка Ч .— В 1950 году мы переехали всей семьей в село. Через два месяца после переезда у нас сдохли две свиньи. Через год умерла одна дочь, затем вторая, а в 1956 году на работе от несчастного случая погиб муж. Сама я имею сейчас инвалид ность 1-й группы. У меня есть двое сыно вей. Они учатся плохо. Мне каж ется, что тут замеш ано колдовство». Действительно, в жизни бывает так: на одну семью вдруг сваливается целая куча несчастий. Однако, при внимательном рас смотрении, между разрозненными фактами можно обнаружить взаимосвязь. Обычно, когда случается несчастье, оно отрицатель но влияет на психику пострадавшего. Ч е ловек подавлен, понижается его работоспо собность, ослабеваю т защитные силы орга низма. С такой подавленной психикой, с ослаб ленным вниманием легче попасть в аварию. Поэтому в таких случаях особенно важно сразу ж е взять себя в руки. Иногда серия несчастий объясняется дру гими причинами. Немаловажным здесь яв ляется опять ж е состояние психики. Есть люди, которые любую мелочь склонны вос принимать трагически. «Безумно не везет,— с полной серьезно стью говорит такой человек,— пришел в ма газин — магазин закрыт, зашел к знако мым — их нет дома, а тут еще грузовик грязью брюки забры згал. Ужасное неве зенье!» Нередко выдуманные опасности и несча стья давят на человека сильнее, чем дей ствительные. Это бывает и при психических заболеваниях. Кстати говоря, многие расска зы о всевозможных случаях колдовства ис ходят именно от психически больных. Осу ж дать человека с расстроенной психикой нельзя,— это болезнь, но более чем странно видеть его здоровых друзей, соседей, кото рые с сочувствием слушают рассказы о кол дунах, чертях, домовых. Бы вает и так, что несчастье, нанеся удар психике человека, вы зывает у него кошм ар ные сны, в которых он еще и еще раз пе реживает случившееся. Это такж е служит источником суеверий. Х арактерное в этом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2