Сибирские огни, 1966, №6

— Я еще как приехал, хотел сказать: на Дьяйлу свет каином не сошелся. Не понимая, куда клонит Одой, Арина спросила: — Ты что, не хочешь тут жить? Одой был необычно суров и как отрубил: — Перекочуем с тобой в русскую деревню. Арина удивилась и /не сразу нашлась, что ответить. — Я по дороге договорился — избушку можно купить. Недорого. В Каменке большой колхоз. Клуб есть... Она простодушно сказала: — У нас тоже скоро будет клуб. — Как ты не понимаешь: там культура, а в таких местах, как Дьяйлу, отстанешь от жизни. В русской деревне хорошая школа. О доч­ ке тоже надо подумать. А скучать не будешь — алтайцы и там есть. Познакомишься... Кончу учиться,— к тебе туда приеду. Не знала Арина, что в городе Одою сказали: «Выбирай — или дальше учиться будешь, или...» Что такое «или», было понятно. В шко­ ле национальных кадров, куда он ждал направления, строго отбирали кандидатов. Одой считался одним из самых способных, у него безупреч­ ная биография — пастух и сын пастуха, бедняк из бедняков, недавно принят в партию. Но вот отец у жены, как стало известно... А что известно? Говорили, будто Санал целых два года пробыл за границей, а теперь специально заслан на Алтай. Одой посмеялся: выдумают же! Но ему снова сказали, притом довольно строго: или — или. С тем и приехал в Дьяйлу. В голове не укладывалось: как это он оставит Арину с дочерью? Но от того, как он теперь поступит, зависе­ ла вся его жизнь, а значит и жизнь его семьи. Мысль о переезде в Каменку показалась ему удачной. Арина с Чейнеш не будет на глазах у дьяйлинцев. А на новом месте кто станет разбираться — откуда, что за человек? Потом все наладится. То, что сестры оговаривали Арину, было не в диковинку. Но когда другие люди, будто сговорившись, начали твердить: «Большим челове­ ком будешь. Зачем себе жизнь портишь. Кого в жены взял?!» Кто в Дьяйлу не знает отца Арины? А твердят одно. И ничего не скажешь — нет Санала, и где он, неизвестно. Льстивые сочувствия и предостережения вызывали у Одоя злость. Не было у него слов, чтобы заступиться за жену, не было смелости отстоять и ее, и себя. Вот и предложил: — Уедем. Арина многого не знала. Она так и не поняла, зачем нужно уез­ жать из Дьяйлу, но думала — Одой как-никак в городе учится, знает больше ее. И ей, почти неграмотной, надо во всем его слушаться. Р а з Одой считает, что надо перебраться в русскую деревню, значит надо. Подумала получше — обрадовалась: ведь одни будут жить, без: дорогих сестричек! И никто больше не станет чесать языки. Никто не будет ругать ее. И чего она еще хочет? Отпуск приближался к концу. Вещи Одой отправил в Каменку с попутчиками. Никакую живность, из дома брать не стали, чтобы не заводить свары с сестрами. — Наживем! — сказал Одой.— Корову там купим. Попрощавшись с родней и такими внимательными теперь одно­ сельчанами, Одой с Ариной и дочкой отправились пешком. Едва скрылось из виду Дьяйлу, Одоя точно подменили. Подхватив, на руки Чейнеш, он шутил, смеялся, пел. По обе стороны дороги вол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2