Сибирские огни, 1966, №6
— Моего отца не видели, булар? — Дьок, дочка... Не видел. У кого радость — у кого горе. Те баранов режут, эти — ревмя ре вут. Много, ох как много мужиков никогда не вернутся в Дьяйлу. А жизнь идет своим чередом. Новая, непонятная жизнь. * Я: * Эти двое русских наделали переполоха. С обветренными лицами, совсем не похожие один на другого: высокий здоровяк и худенький ко ротышка, а зовут обоих одинакозо — «Зелемер». Переводчик объяснил, что они приехали нарезать землю для каждой семьи, как велит новая власть, но это вызвало еще больше недоумения. Всю жизнь прожили, удивлялись старики, не кололи, не резали землю. Все равно ячмень рос. Где хотели — там косили, где нрави лось — там сеяли. На резаной земле гуще, что ли, расти будет? А «Зелемеры», наняв у дьяйлинцев лошадей, объезжали пологие склоны, взбирались на сопки, с помощью нескольких парней вбивали зачем-то столбы, делали на них пометки. Одой и Каракай стали у них первыми помощниками. И, конечно же, дьяйлинцы прежде всего у них расспрашивали, что же это теперь будет, и какая земля кому достанется. Одой по своему обыкновению больше отмалчивался, а Каракай пускался в такие путаные объяснения, на ходу сочиняя всевозможные небылицы, что разобраться становилось еще труднее. Чуть плохо не кончилось. Надо же было Каракаю болтнуть, когда старики пристали к нему с расспросами: — Зачем режут! Зачем режут!.. Когда помрете, каждого закопают на том месте, какое Зелемеры отведут. Понятно? Едва успокоили «Зелемеры» стариков. А следом другие приезжие. Алтайцы. Но тоже не лучше. Начали весь скот подряд метить. Ладно бы — занимались своим делом: скоту все одно — что меченый, что не меченый. Разговорчивые парни попа лись. Вот, говорят, живете на краю света. На Алтай новая жизнь при шла, а у вас тут все по-старому. Везде сообща работают. Сохи, бо роны — общие. Скот — общий. Земля — общая... Опять тревога. — Скоту ставят метки. Скоро людей метить будут. Каждому — на лоб клеймо,— ползет по урочищу слух. Когда, немного спустя, приехали в Дьяйлу из аймака, стали угова ривать вступать в коммуну,— желающих почти не оказалось, но сплетен поубавилось. Создали здесь в конце концов емелюк — сообщество, или, как его еще по-русски называли,— ТОЗ. Кто за это ухватился? Молодежь. Им что! Своего не нажили. И тут Одой с Каракаем впереди всех оказались. Бедней их во всей Округе нег. А называют себя оба важно — комсомольцами. Вроде бы все время на глазах, разве что с «Зелемерами» несколько дней хороводились. И вот не просто парни, а — комсомол... Ходят по избам, пег аилам, убеждают всех идти в емелюк. — В русских деревнях все живут в коммунах,— доказывает Кара кай.— Сначала, говорят, в Каменке одна кляча на всех была. Через год табун коней завели!.. А слышали? У них одна родила двойню. Села ку-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2