Сибирские огни, 1966, №6

...Жарко! Нестерпимо жарко! Арина с трудом раскрывает отяжелевшие веки. Осматривается вокруг. Темный и дымный чужой аил. Чужие люди... Где она? Почему т ак тихо? Не слышно голосов, хотя у людей шевелятся губы и, значит, они разговаривают между собой. Бесшумные тени приближаются к ней, удаляются от нее. Вот кто-то склонился над нею. Она скорее догады ­ вается, чем слышит: — Открыла глаза. Наконец-то!.. Внезапно все исчезает. Ей кажется, будто она поднялась над пос­ телью и легко-легко, вместе с голубым дымком костра, летит через з а ­ копченный дымоход мрачного аила прямо в небо. Высоко! Как там мно­ го света, наверху. Синее, синее небо. У нее перехватывает дыхание от чистого, прохладного воздуха. Она захлебывается. Ее поднимает все Еыше, выше... И почти мгновенно швыряет вниз. Стремительно прибли­ жа ет ся земля... Арина в испуге кричит и... снова видит тот же темный и дымный чужой аил, тех же чужих людей. И снова — ни звука. А это лицо она где-то видела. Красивый высокий парень с густыми черными бровями и бледным лицом. Как он сюда попал? Его же уби­ ли!.. И почему он такой маленький? Он же только что был высоким и стройным. Нет, он совсем не маленький. Ей это показалось. Он растет прямо на глазах. Становится выше и выше. Уже не помещается в аиле. Д а это совсем не парень! Это — теленок, привязанный к низкой дере ­ вянной кровати, на которой лежит Арина... Но почему у теленка чер­ ные брови?.. Горький дым душит Арину. Это у ее изголовья жгут можжевель ­ ник, чтобы прогнать от нее злых духов, а вместе с ними — болезнь. ...Теленок опять превращается в парня. Того самого, что увез Ари­ ну. Он пристально смотрит на нее и качает головой. Лицо у него печаль­ ное, задумчивое. «На вид такой хороший,— думает Арина,— а душа, как у волка. Хуже, чем у волка!» Ж а р охватывает Арину. Все расплывается, меркнет. Она силится закрыть глаза, чтобы ничего не видеть. Ей страшно. А глаза не з а к ры ­ ваются. Она хочет повернуться к стене и — не может... Она зовет на помощь. Никто не откликается. ...Душный летний вечер. Низкая дверь аила распахнута. Никого нет. Должно быть, все на сенокосе. Арина поглядывает через раскрытую дверь на улицу. Там тоже пусто. Только ребятишки где-то неподалеку галдят. Их, наверное, оставили присматривать за Ариной, а то бы с со­ бой забрали — они могут возить копны. В пору сенокоса всем работы хватит. Арина с тоской глядит на далекие горные хребты. В лучах з аход я ­ щего солнца они кажутся раскаленными докрасна. А над ними — ясное, свободное небо. З а этими хребтами — Дьяйлу. Знают ли отец и мать, где она теперь? Почему никто не едет, чтобы забрать ее? «Куда камень бросят — там и лежит, куда девушку увезут — там и останется»,— приходит на память пословица, которую она слышала от матери. Это же про нее, про Арину! Кажется, все предметы в чужом аиле — и мешок с курутом, висящий над очагом, и медный чайник, и де

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2