Сибирские огни, 1966, №5
основой философского, политического и эс тетического мироощущения писателя. Нам кажется, что лучшей в работе И. Новича является «Последняя глава горь ковской Ленинианы». Не в пример некото рым другим исследователям конца 40-х — начала 50-х гг., утверждавшим полную идентичность взглядов и позиций Ленина и Горького, И. Нович откровенно судит о сла бостях и ошибках Горького, но судит для того, чтобы показать — как умно, бережно, тактично, не поступаясь ничем и не делая ни каких скидок, великий политик привел ве ликого художника к верному пониманию пролетарской революции. Придавая огром ное значение очерку Горького о Ленине, ис следователь основательно считает, что в ро мане «Жизнь Клима Самгина» горьковская Лениниана находит свое завершение. Уже традиционным стало сопоставление образа Степана Кутузова с Лениным. И. Но вич идет дальше. Он показывает, как все со держание эпопеи проникнуто ленинскими идеями, как во всех решающих ее эпизодах звучат ленинские мысли в речах отдельных героев, в суждениях и оценках самого Горького. В романе — художественном за вещании Горького явственно ощущается не только дух, смысл ленинских высказываний, но встречаются даже совершенно конкрет ные фразы и выражения В. И. Ленина, его «летучие» словечки и т. д. Автор исследования «работает» сразу во многих измерениях: он изучает эпопею «Жизнь Клима Самгина» в сравнении и в связи с тем, что писатель создал раньше; что сделала русская литература до Горько го; что сделала или пыталась сделать зару бежная литература, как противостоят «Жиз ни Клима Самгина» современные произведе ния буржуазных писателей и модернистские теории;, какие, наконец, реальные признаки социалистического реализма можно устано вить, изучая художественное завещание Горького. Интересны главы, в которых говорится об органическом срастании горьковских идей с художественной формой. Так, рас сматривая композицию эпопеи, И. Нович дает правильную картину «сложения» един ства двух противоположностей в развитии сюжета: мир глазами Самгина и мир в его объективном значении, мир революции. Рас крыты система «сюжетной сигнализации» в эпосе Горького и сущность приема антите зы — противопоставления, контраста. Пока зана цикличность композиции. Особенно оригинальны суждения о «самодвижении» стиля, обусловленном развитием типов и ха рактеров. Закономерность такого «самодви жения» Горький понимал действительно ве ликолепно, проявив непревзойденное уменье в изображении «многоголосия», полифониче ского звучания голосов сотен персонажей. Не менее удачен и анализ горьковской ху дожественной детали, одновременно и об разно-характерной и полной общего значе ния, детали, часто перерастающей в целую «новеллу» с широкой типизацией. В ценной книге И. Новича есть и про счеты, видимо, во многом вызванные слож ностью исследования. В начале книги имеется такое высказы вание: «Мы можем сожалеть о том, что в центре такого романа стоит Клим Иванович Сам 1 ^ин— личность в высшей степени не привлекательная (чтобы не сказать пока больше и много резче), не только не выра жающая прогрессивное развитие действи тельности, а напротив, вступающая в ост рейший конфликт с ним; но центральное по ложение Самгина в романе, кажется, его единственная победа среди многих пора жений». Сожалеть об этом может только чита тель, которому субъективно не хочется, что бы в центре произведения стоял отрица тельный тип. А литературоведу сожалеть «не положено», потому что он изучает то, что законом поставил себе художник и что превратилось в объективный, необратимый факт. К счастью, И. Нович противоречит се бе, заявляя дальше, что в литературе не редки такие сюжетные построения, когда через отрицаемое утверждается новое, по ложительное, прогрессивное. Исследователь при этом справедливо ссылается на «Тихий Дон» М. Шолохова, а ведь можно сослать ся и на «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого, «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, «Мертвые души» и «Ревизора» Гоголя и т. д. В большом К серьезном труде все долж но быть тщательно выверено. Между тем, И. Нович допускает обмолвку. Он пишет: «Для историзма реалистической литерату ры... характерно современное восприятие и освещение прошлого,— традицию такого воплощения исторического сюжета оставила нам классическая русская литература. В творчестве Горького, в «Жизни Клима Сам гина» особенно традиция эта развита на пути изображения действительности в свете ис торического процесса своего времени, его главного содержания — революционной бу ри классовых драм». Такая постановка вопроса неверна. Если с ней согласиться, то насквозь «осовременен ные» романы Ж. Фейхтвангера («Лже-Не- рон» в особенности) следовало бы признать чудом исторической правды, что вовсе не соответствует действительности. В. И. Л е нин говорил о том, что историк, оценивая прошлое, должен судить о нем не только с точки зрения современности, но и с той точ ки зрения, что в этом прошлом послужило для развития последующих исторических явлений. Справедливости ради надо указать, что у И. Новича, наряду с неправильным утвер ждением, есть и верное: «Историзм худо жественного мышления есть отношение к действительности в ее развитии, вбирающее в себя ощущение и сознание и истории и современности как синтеза «трех действи тельностей» — прошлого, настоящего и бу дущего, восприятие настоящего одновремен но и в исторической ретроспекции и в исто рической перспективе».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2