Сибирские огни, 1966, №5

основой философского, политического и эс­ тетического мироощущения писателя. Нам кажется, что лучшей в работе И. Новича является «Последняя глава горь­ ковской Ленинианы». Не в пример некото­ рым другим исследователям конца 40-х — начала 50-х гг., утверждавшим полную идентичность взглядов и позиций Ленина и Горького, И. Нович откровенно судит о сла­ бостях и ошибках Горького, но судит для того, чтобы показать — как умно, бережно, тактично, не поступаясь ничем и не делая ни­ каких скидок, великий политик привел ве­ ликого художника к верному пониманию пролетарской революции. Придавая огром­ ное значение очерку Горького о Ленине, ис­ следователь основательно считает, что в ро­ мане «Жизнь Клима Самгина» горьковская Лениниана находит свое завершение. Уже традиционным стало сопоставление образа Степана Кутузова с Лениным. И. Но­ вич идет дальше. Он показывает, как все со­ держание эпопеи проникнуто ленинскими идеями, как во всех решающих ее эпизодах звучат ленинские мысли в речах отдельных героев, в суждениях и оценках самого Горького. В романе — художественном за ­ вещании Горького явственно ощущается не только дух, смысл ленинских высказываний, но встречаются даже совершенно конкрет­ ные фразы и выражения В. И. Ленина, его «летучие» словечки и т. д. Автор исследования «работает» сразу во многих измерениях: он изучает эпопею «Жизнь Клима Самгина» в сравнении и в связи с тем, что писатель создал раньше; что сделала русская литература до Горько­ го; что сделала или пыталась сделать зару­ бежная литература, как противостоят «Жиз­ ни Клима Самгина» современные произведе­ ния буржуазных писателей и модернистские теории;, какие, наконец, реальные признаки социалистического реализма можно устано­ вить, изучая художественное завещание Горького. Интересны главы, в которых говорится об органическом срастании горьковских идей с художественной формой. Так, рас­ сматривая композицию эпопеи, И. Нович дает правильную картину «сложения» един­ ства двух противоположностей в развитии сюжета: мир глазами Самгина и мир в его объективном значении, мир революции. Рас­ крыты система «сюжетной сигнализации» в эпосе Горького и сущность приема антите­ зы — противопоставления, контраста. Пока­ зана цикличность композиции. Особенно оригинальны суждения о «самодвижении» стиля, обусловленном развитием типов и ха­ рактеров. Закономерность такого «самодви­ жения» Горький понимал действительно ве­ ликолепно, проявив непревзойденное уменье в изображении «многоголосия», полифониче­ ского звучания голосов сотен персонажей. Не менее удачен и анализ горьковской ху­ дожественной детали, одновременно и об­ разно-характерной и полной общего значе­ ния, детали, часто перерастающей в целую «новеллу» с широкой типизацией. В ценной книге И. Новича есть и про­ счеты, видимо, во многом вызванные слож­ ностью исследования. В начале книги имеется такое высказы­ вание: «Мы можем сожалеть о том, что в центре такого романа стоит Клим Иванович Сам 1 ^ин— личность в высшей степени не­ привлекательная (чтобы не сказать пока больше и много резче), не только не выра­ жающая прогрессивное развитие действи­ тельности, а напротив, вступающая в ост­ рейший конфликт с ним; но центральное по­ ложение Самгина в романе, кажется, его единственная победа среди многих пора­ жений». Сожалеть об этом может только чита­ тель, которому субъективно не хочется, что­ бы в центре произведения стоял отрица­ тельный тип. А литературоведу сожалеть «не положено», потому что он изучает то, что законом поставил себе художник и что превратилось в объективный, необратимый факт. К счастью, И. Нович противоречит се­ бе, заявляя дальше, что в литературе не­ редки такие сюжетные построения, когда через отрицаемое утверждается новое, по­ ложительное, прогрессивное. Исследователь при этом справедливо ссылается на «Тихий Дон» М. Шолохова, а ведь можно сослать­ ся и на «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого, «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, «Мертвые души» и «Ревизора» Гоголя и т. д. В большом К серьезном труде все долж­ но быть тщательно выверено. Между тем, И. Нович допускает обмолвку. Он пишет: «Для историзма реалистической литерату­ ры... характерно современное восприятие и освещение прошлого,— традицию такого воплощения исторического сюжета оставила нам классическая русская литература. В творчестве Горького, в «Жизни Клима Сам­ гина» особенно традиция эта развита на пути изображения действительности в свете ис­ торического процесса своего времени, его главного содержания — революционной бу­ ри классовых драм». Такая постановка вопроса неверна. Если с ней согласиться, то насквозь «осовременен­ ные» романы Ж. Фейхтвангера («Лже-Не- рон» в особенности) следовало бы признать чудом исторической правды, что вовсе не соответствует действительности. В. И. Л е­ нин говорил о том, что историк, оценивая прошлое, должен судить о нем не только с точки зрения современности, но и с той точ­ ки зрения, что в этом прошлом послужило для развития последующих исторических явлений. Справедливости ради надо указать, что у И. Новича, наряду с неправильным утвер­ ждением, есть и верное: «Историзм худо­ жественного мышления есть отношение к действительности в ее развитии, вбирающее в себя ощущение и сознание и истории и современности как синтеза «трех действи­ тельностей» — прошлого, настоящего и бу­ дущего, восприятие настоящего одновремен­ но и в исторической ретроспекции и в исто­ рической перспективе».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2