Сибирские огни, 1966, №5
дают читателю много познавательного мате риала. В целом все четыре номера «Уральской нови» производят самое благоприятное впе чатление. Конечно, придирчивый глаз найдет и недостатки, неизбежные при таком обилии самого пестрого материала. Но главное — возможность создания «многожанровой» об ластной литературной газеты — челябинцы показали с несомненным успехом. Остается пожелать «Уральской нови» более регуляр ного выхода. А. А б р амо в ич НОВОЕ О ГОРЬКОМ К ритическая литература о творчестве Горького огромна. «Жизни Клима Сам- гина» — «прощальному роману» писателя, как он сам его называл, посвящены работы А. Луначарского, Л. Тимофеева, Е. Тагер, Б. Бялика, Г. Ленобля и многих других. И все же исследований об этом романе Горького еще недостаточно, потому что по следнее, незавершенное произведение писа теля, несмотря на реалистические приемы изображения действительности, до сих пор остается, пожалуй, одним из самых слож ных явлений в мировой литературе. Этот пробел в значительной мере вос полняет новая книга И. Новича.1 Автор ис пользовал нетронутые архивные документы и свидетельства ряда современников Горь кого, учел опыт выступавших ранее горько- ведов, и это дало ему возможность проло жить новые колеи на сложном пути изуче ния «Жизни Клима Самгина». Метод, из бранный И. Новичем, очень сложен: он изу чает в единстве философское, историческое, социологическое содержание романа и при емы художественного претворения горьков ских идей. Первые -страницы книги И. Новича по священы истории создания «прощального романа». Важно отметить смелую гипотезу исследователя в связи с общеизвестной бе седой В. И. Ленина и М. Горького на Капри ' в 1910 году. Тогда Ленин посоветовал писа телю не разменивать талант на рассказы, а идти к более крупным эпическим обобщаю щим жанрам. Горький сообщил Ленину, что у него есть замысел крупного романа, посвя щенного истории одной семьи, из которон выходят представители различных полити ческих направлений, чьи судьбы связаны с путями общественного развития России. На 1 И. Н о в и ч. Художественное завещание Горького. М ., «Сов. писатель», 1965, помним оценку этого замысла, данную Л е ниным: «Отличная тема, конечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с ней сладили, но не вижу: чем вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции...» Все исследователи до сих пор соотносили ленинский совет только с романом «Дело Артамоновых», действительно написанным после революции. Однако гипотеза И. Нови ча заслуживает самого пристального вни мания, потому что создание романа о семье Артамоновых лишь частично реализует за мыслы Горького и столь же частично отве чает высокой оценке Ленина. Не только ис ходя из объективного анализа эпопеи «Жизнь Клима Самгина», гораздо более от вечающей широте эпических перспектив, на меченных пролетарским писателем в разго воре с Лениным, но и доказательно привле кая произведения Горького, которые в той или иной мере явно представляются преды сторией романа, И. Нович осторожно, но мо тивированно обосновывает свою гипотезу: высказывания и оценки Ленина гораздо до казательнее соотносятся с замыслом буду щей горьковской эпопеи. Новая гипотеза очень важна, поскольку позволяет нам ши ре и глубже понять идейно-художественный смысл последнего произведения писателя. Глабы вторая — шестая книги И. Новича рассказывают о том, почему в творчестве М. Горького возник жанр романа-эпопеи и в какой сложной связи с нею находится да леко не эпопейная «история пустой души», т. е. история жизни и крушения Клима Ивановича Самгина. Здесь же раскрыт ху дожественный историзм творчества писате ля как явления нового качества. Очень вер но показано, что мы имеем дело не только с романом, посвященным современной ис тории, но и с романом, впервые в истории мировой литературы органически связанным с изображением пролетарской социалисти ческой революции и героев нового типа, уча ствующих в ней. И не только в этом видит новаторство Горького И. Нович. Можно поставить в про изведении самые важные революционные проблемы и не решить их, или решить не правильно. Воспроизведение сорокалетней истории России, равной по насыщенности целым столетиям, дано Горьким как худож ником социалистического типа. В книге И. Новича это справедливое утверждение раскрывается и через сопоставление романа с реальными событиями, и через оценку изо бражения истории и быта, человека и со бытия, и через оценку особенно сложного изображения борьбы идей и идеологий, по скольку эпопея посвящена самому ожесто ченному столкновению противоположных одна другой идей XX века. Горький сам подчеркивал, что в этой борьбе он стоит на стороне большевистского мировоззрения, а исследователь его творчества каждой стра ницей своего труда, оценкой каждого фак та, каждого явления доказывает, что мы имеем дело не с декларацией, а с самой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2