Сибирские огни, 1966, №5

дают читателю много познавательного мате­ риала. В целом все четыре номера «Уральской нови» производят самое благоприятное впе­ чатление. Конечно, придирчивый глаз найдет и недостатки, неизбежные при таком обилии самого пестрого материала. Но главное — возможность создания «многожанровой» об­ ластной литературной газеты — челябинцы показали с несомненным успехом. Остается пожелать «Уральской нови» более регуляр­ ного выхода. А. А б р амо в ич НОВОЕ О ГОРЬКОМ К ритическая литература о творчестве Горького огромна. «Жизни Клима Сам- гина» — «прощальному роману» писателя, как он сам его называл, посвящены работы А. Луначарского, Л. Тимофеева, Е. Тагер, Б. Бялика, Г. Ленобля и многих других. И все же исследований об этом романе Горького еще недостаточно, потому что по­ следнее, незавершенное произведение писа­ теля, несмотря на реалистические приемы изображения действительности, до сих пор остается, пожалуй, одним из самых слож­ ных явлений в мировой литературе. Этот пробел в значительной мере вос­ полняет новая книга И. Новича.1 Автор ис­ пользовал нетронутые архивные документы и свидетельства ряда современников Горь­ кого, учел опыт выступавших ранее горько- ведов, и это дало ему возможность проло­ жить новые колеи на сложном пути изуче­ ния «Жизни Клима Самгина». Метод, из­ бранный И. Новичем, очень сложен: он изу­ чает в единстве философское, историческое, социологическое содержание романа и при­ емы художественного претворения горьков­ ских идей. Первые -страницы книги И. Новича по­ священы истории создания «прощального романа». Важно отметить смелую гипотезу исследователя в связи с общеизвестной бе­ седой В. И. Ленина и М. Горького на Капри ' в 1910 году. Тогда Ленин посоветовал писа­ телю не разменивать талант на рассказы, а идти к более крупным эпическим обобщаю­ щим жанрам. Горький сообщил Ленину, что у него есть замысел крупного романа, посвя­ щенного истории одной семьи, из которон выходят представители различных полити­ ческих направлений, чьи судьбы связаны с путями общественного развития России. На­ 1 И. Н о в и ч. Художественное завещание Горького. М ., «Сов. писатель», 1965, помним оценку этого замысла, данную Л е­ ниным: «Отличная тема, конечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с ней сладили, но не вижу: чем вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции...» Все исследователи до сих пор соотносили ленинский совет только с романом «Дело Артамоновых», действительно написанным после революции. Однако гипотеза И. Нови­ ча заслуживает самого пристального вни­ мания, потому что создание романа о семье Артамоновых лишь частично реализует за­ мыслы Горького и столь же частично отве­ чает высокой оценке Ленина. Не только ис­ ходя из объективного анализа эпопеи «Жизнь Клима Самгина», гораздо более от­ вечающей широте эпических перспектив, на­ меченных пролетарским писателем в разго­ воре с Лениным, но и доказательно привле­ кая произведения Горького, которые в той или иной мере явно представляются преды­ сторией романа, И. Нович осторожно, но мо­ тивированно обосновывает свою гипотезу: высказывания и оценки Ленина гораздо до­ казательнее соотносятся с замыслом буду­ щей горьковской эпопеи. Новая гипотеза очень важна, поскольку позволяет нам ши­ ре и глубже понять идейно-художественный смысл последнего произведения писателя. Глабы вторая — шестая книги И. Новича рассказывают о том, почему в творчестве М. Горького возник жанр романа-эпопеи и в какой сложной связи с нею находится да­ леко не эпопейная «история пустой души», т. е. история жизни и крушения Клима Ивановича Самгина. Здесь же раскрыт ху­ дожественный историзм творчества писате­ ля как явления нового качества. Очень вер­ но показано, что мы имеем дело не только с романом, посвященным современной ис­ тории, но и с романом, впервые в истории мировой литературы органически связанным с изображением пролетарской социалисти­ ческой революции и героев нового типа, уча­ ствующих в ней. И не только в этом видит новаторство Горького И. Нович. Можно поставить в про­ изведении самые важные революционные проблемы и не решить их, или решить не­ правильно. Воспроизведение сорокалетней истории России, равной по насыщенности целым столетиям, дано Горьким как худож­ ником социалистического типа. В книге И. Новича это справедливое утверждение раскрывается и через сопоставление романа с реальными событиями, и через оценку изо­ бражения истории и быта, человека и со­ бытия, и через оценку особенно сложного изображения борьбы идей и идеологий, по­ скольку эпопея посвящена самому ожесто­ ченному столкновению противоположных одна другой идей XX века. Горький сам подчеркивал, что в этой борьбе он стоит на стороне большевистского мировоззрения, а исследователь его творчества каждой стра­ ницей своего труда, оценкой каждого фак­ та, каждого явления доказывает, что мы имеем дело не с декларацией, а с самой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2