Сибирские огни, 1966, №5
ный сталевар, персональный пенсионер Де мидов («Рабочая ладонь») тоже переживает трудную пору. У него неприятность — дочь ушла от мужа, от его, Демидова, ученика, оболгав при этом неповинного. Родная дочь оказалась малодушной, трусливой, «этакой семейной провокаторшей». Горько старику. Но необычная ситуация вскрывает подлин ное неброское величие духа умудренного труженика. Точно так же в рассказах «Налет на ра дугу», «Эти двое в метель» — коллизии нравственного перелома, ответственные ми нуты жизни художников Воскобойникова и Местечкина. В небольшой повести «Марево» (известной еще читателю под названием «Услышит песню — отзовется») — драмати ческий момент в жизни доярки Нины Ха- бировой, потерявшей любовь, свое един ственное счастье на земле, своего Мурата. Конечно, жизнь не кончилась на этом, она идет своим чередом, женщина работает, дышит, тоскует, шутит, готовится стать ма терью, устраивает жилье, помогает людям, слагает песни. Но сколько щемящей боли меж строк! Именно картины повседневности, разноголосие и многоцветье быта, размерен ный ход времени и кажущаяся на таком фо не ничтожность отдельной людской беды создают эмоциональный эффект. Другая особенность прозы Мелешина — в выборе героев. Писатель любит исключитель ные ситуации, но не исключительных людей. Причем ситуации тоже исключительны лишь для данного человека, а вообще-то они — рядовые житейские случаи. Ну, влюбился парень, ну, повздорили папаша с сыном или там художник написал удачный этюд... Та лант Мелешина — в умении придать худо жественную значимость вполне заурядным приятностям и невзгодам. Возможно, оттого и выбирает он в герои людей самых что ни на есть «из гущи». Мелешин щедр по отно шению к ним. Он их безмерно любит. Они могут быть некрасивы, незадачливы, оди ноки. Он их обласкает, он обязательно по кажет их духовную красоту,' богатство внутреннего мира. И он постарается награ дить своих любимцев радостью. Пусть уда ча будет временной, а счастье неброским, но ведь и это так нужно людям! Мы много в последнее время толкуем о приметах зла и блага, ищем морально-этические критерии. Мелешин как бы напоминает нам дарвинов скую мысль о том, что сумма даже неболь ших радостей нередко доставляет человеку избыток счастья над страданием. Однако гуманизм Мелешина — не пассив ная доброта, не проповедь христианского сострадания. Его герои всегда деятельны, автор не раздает сюрпризы, а заставляет человека добывать лучшую долю напряжен ным трудом, потугами воли, мобилизацией духовных сил в процессе нравственного со вершенствования... Один из героев Мелешина — художник Воскобойников — сорокалетний неудачник. «Он отпугивал тех, кто ему нравился, своим каким-то ржавым голосом, длинным не складным ростом, мохнатой большой голо вой, крупными чертами лица, в котором бы ло что-то лошадиное, ранней сединой, сви репым выражением округлых навыкате свинцовых глаз...» Отталкивающая внеш ность, нескладная личная жизнь, постылая работа оформителя и копииста. Но этот оди нокий, неприкаянный человек далек от сми рения, он тоскует, мечтает создать шедевр, рвется к природе, к благородству в отноше ниях между людьми. Он не утратил чувства прекрасного, и удача пришла. Для Мелешина совершенно не обязатель но финальное благополучие. Чаще как раз прозаик оставляет героев где-то на полпути к счастью. В «Мареве» он вообще не дает гарантий, что Нина Хабирова дождется Му рата. Герои Мелешина привлекательны не успокоенностью, неугомонными поисками красоты, в них нет и тени страдательной терпеливости. Как известно, недостатки часто суть про должение достоинств. Порою в своей любви к людям Мелешин делается сентименталь ным, тогда стиль обретает выспренность. Порою художник приблизителен в мотиви- вировке чувств, тогда возникает фальшивая деталь, неубедительный образ — к примеру, по-детски плачущая Елена на последней странице рассказа «Эти двое в метель». Переиздание автором произведений пред полагает их доработку. Так обычно поступа ли большие мастера. Они не гнушались улуч шать даже ставший уже каноническим текст, ибо нет пределов совершенству. Д а рование Мелешина крепнет от книги к кни ге, чему свидетельством и настоящий сбор ник. Но от людей, следящих за его творчест вом, не укрылись и симптомы некоторой самоуспокоенности, снижения требователь ности к себе. В. П о б о ж и й ГОРДАЯ ДОРОГА АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА С казать новое слово о войне советско го народа против фашизма стало сей час гораздо труднее, чем каких-нибудь пять- шесть лет назад. И все же в новом романе В. Кожевникова «Щит и меч»1 события Ве ликой Отечественной войны предстали перед нами в несколько непривычных очертаниях и с той стороны, которая была до недавне го времени скрыта от нашего взгляда. 1 «Знамя», 1965, № 3— 6, 8— 10*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2