Сибирские огни, 1966, №5
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ П. Г л и н к и н ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА О дин из корифеев физиологии как-то заметил, что поиски жизненной цели у молодежи «соответствуют неопределенно му, часто тоскливому чувству юношей и де вушек в начальный период пробуждения у них полового чувства и материнского ин стинкта» (И. Мечников). Эту, психическую аномалию, описанную ученым, подмечают и художники, но не всегда могут ее объяс нить. Вновь и вновь появляется в нашей ли тературе изнывающий во вселенской тоске юноша, мечется в безуспешных поисках смысла жизни, совершает несуразности, на конец, смотришь, обретает благополучие под ласковыми взглядами подружки. Трудно бы ло б что-либо возразить против подобных сюжетов, понимай авторы значение описан ного, не придавай они заурядным фактам становления личности и семьи чрезвычайный смысл, не возводи их в масштаб социальной драмы. По виду рассказ Мелешина,1 давший на звание последней его книге, весьма напоми нает характерную для молодой прозы си туацию. Подручный сталевара Костя Жолу- дев мается. Все будто бы есть у него: и ра бота хорошая, и общежитие приличное, и заработок, и перспектива учиться и стать добрым специалистом, и уважают его на за воде,— а парень скорбит. Все ему видится каким-то неприглядным, серым. А тут забав ные, наивные мечты насчет белоснежного теплохода и изящных спутниц в роскошных путешествиях по солнечному югу... Итак, хмурая действительность и неосу 1 Станислав М е л е ш и н. Приговорен к лю б ви. Рассказы и повести. М ., «Сов, писатель», 1965., ществимые грезы. Но вот явилась очарова тельная, смелая Женя, одарила любовью, и уныние, неустроенность растаяли. Мир за сверкал красками. «Костя смотрел на ого род, на завод, на берега, на далекие дома с солнцами в каждом окне и чувствовал, как в груди его поднималось то хорошее на строение полноты жизни, которого так не хватало ему в последнее врейя. В его душе возникло равновесие, когда самое труд ное — и мечты, и грусть, и тоска, й отчая ние — прошло, сгорело, рассеялось, как дым, а все только хорошее — впереди». Соль рассказа в авторской позиции, в доброй, неприметной по первости, скрытой в глубины архитектоники усмешке. Тонкая полемика с модными беллетристами, осмея ние избитой фабулы. Дарование Мелешина обернулось новой гранью. И, видимо, не случайно рассказ стал заглавным для сбор ника. Книгу составили произведения, написан ные за последние десять лет. Тут и хорошо известная читателю «Мансийская хроника» (1955) и опубликованная недавно журналом «Урал» повесть «Расстрелянный ветер». Не которые произведения вошли в книгу под новыми названиями, другие печатаются впервые. Составление сборников — особенное ремесло. Не многие знают, каких мук стоит эта работа. Нельзя под обложку механи чески соединить творения искусства, если даже они принадлежат одному перу. Меле- шин вполне обладает чутьем составителя. И когда в рецензируемой книге под конец читаешь самое раннее из помещенных про изведений, это кажется естественным, ибо оправдано замыслом, логикой художествен ных идей автора. Прозаик наблюдает человека в момент душевного порыва, смятенного состояния, когда тот выбит из привычной колеи и впол не обнаруживает свою суть. Митька Глоба, шофер-забияка, озлобленный несправедли востью, вернувшись из заключения, влюбил ся. Резкая перемена вызывает поступки, ко торые даже сам Митька затрудняется объ яснить. Но мотивы его поведения хорошо видны читателю («Змей Горыныч»), Почет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2