Сибирские огни, 1966, №5
струирует» свои отношения с Катей, в ко торую влюблен. И если психология Мити несколько схе матизирована, то спор с его идеологией идет настоящий, глубокий. « _ Лирика — это особый способ мыш ления,— говорит поэт и ученый Памфи- лий.— Он объемный, в отличие от линейно го логического. В лирике образ возбужда ется от образа, и цельные представления возникают в мозгу, минуя промежуточные связи, минуя всякие ,«следовательно». А вдруг способ лирического мышления для творчества вообще органичней обычного метода умозаключений?.. Вы уверены, Ми тя, что человечеству не предстоит качест венный скачок в самом способе мышле ния?.. Не возникает ли у вас мысль об от крытиях на стыке науки и искусства?» «Лириков» в споре с «физиками»^ под держивает старый ученый Ржановский: « — Поэзия — это способ глубинной раскачки организма для подготовки воз можности мутационных изменений в его потомках. Я не могу исключить такой воз можности... Меня лично устраивает, что в этой концепции роль науки не понижается, а повышается». Роман М. Анчарова — очень заметное произведение, умное, светлое, романтически приподнятое, пронизанное духом револю ционных традиций. В повести Вячеслава Шугаева «Бегу и возвращаюсь» действуют традиционные для молодой литературы герои (вот, поди ж ты, литература молодая, а приходится уже говорить о традиционности, настолько от- штамповался круг ее образов и про блем!) -—молодые специалисты^ дипломом^, начинающие самостоятельный трудовой путь. Но от героев А. Гладилина они от личаются прочной взаимосвязью личных от ношений с трудовыми делами, верными и точными нравственными критериями, а са ма повесть В. Шугаева от романов И. Штемлера и С. Ласкина — серьезным анализом личности, противостоящей героям положительным. Психологически убедительно, без натя жек и деклараций, раскрываются и процесс постепенного разочарования Матвея в cbOj- ем сослуживце Осипе, и история ненужной ссоры Матвея с женой Наташей, воскреше ние их любви, очистившейся от житейского сора. И все-таки повесть была бы всего лишь еще одним вариантом темы становле ния молодого человека с высшим образо ванием, если б не образ Осипа. Осип вступает в повесть добродушным, веселым, душевно размашистым рубахой- парнем. Он помогает Матвею освоиться на заводе, войти в работу, знакомит его с ме стным обществом. Осип предлагает блестя щее решение для проектировки нового бло ка на заводе. Восхищенный Матвей берет ся вместе с ним разработать в чертежах и расчетах его идею. Матвей увлеченно, ночами, выполняет свою часть работы, но Осип и не думает приниматься за свою. Зато сделанные Мат веем чертежи он спешит сам принести глав ному инженеру. Матвей, наконец, отказы вается работать с ним вместе. Осип кается. Он очень любит каяться. Когда-то в детстве отец, собиравшийся бить его, рассмеялся: «— Ладно, сопляк, не буду... За откро венность твою не буду. Вот так всегда и надо: скажи все честно сам, и будешь мо лодец». Этим отцовским девизом Осип пользу ется и в студенческие годы. Он вырабаты вает твердый принцип: «— Главное, ребята, честно жить надо. Человек ошибается, но если искренне рас каивается в ошибках, он честен. Не надо темнить, ребята... Искренность — вот спа сение». Нет, это не примитивный интриган, это реально существующий в нашем обществе тип, демагог, паразитирующий на святом чувстве честности, на партийном принципе самокритики. Он тем опасней, чем искрен ней верит сам в соответствие своей демаго гии коммунистической этике. Он подло хочет заработать славу на спине Матвея, а потом кается в этом, ру гает себя последними словами. Он «честно» говорит любимой девушке, что не знает, нужен ли им ребенок,— когда ребенок ско ро уже должен появиться. Он уходит от своей Вали расстроенным и думает: «Нель зя же так на одного человека навали ваться». Осип даже страдает от своих ошибок. Чтобы признаться в них, он идет прямо до мой к «шефу» Рундину, портит отдых за нятому, пожилому человеку. Когда Рундин спрашивает его: «И вам не кажется это> бестактным?» — он искренне удивляется.1 «Я же извинялся». Наконец, когда Наташа, к которой он тоже пришел каяться за свою вину перед Матвеем, выгоняет его, он возмущен: «Че го им всем от меня надо? Вот, действитель но, горе какое». И смешон, и жалок, и психологически точен образ Осипа в этом финале. Он сам же лезет ко всем со своими раскаяньями, а кажется ему, что это все к нему лезут с претензиями. Образ Осипа аналитичен и хорошо оттеняет истинную моральную чи стоту других героев. Повесть Геннадия Машкина «Синее не бо, белый пароход» хороша уже тем, что в ней совершенно свежий для «Юности» ма териал: семья солдата, Южный Сахалин, только что освобожденный от японских за хватчиков, японские дети, взрослые япон цы, еще не успевшие эвакуироваться на ро дину. Автор хорошо чувствует художествен ные детали, вся ткань повести щедро на сыщена ими, повесть дышит, живет, пере ливается красками. Отец шестиклассника Геры — человек добрый, покладистый и веселый. Но война наложила на него отпечаток: он вспыльчив, недоверчив к японцам, равнодушен к ^их бедам. Он против дружбы своих сыновей с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2