Сибирские огни, 1966, №5
Снова мастерским психологическим по воротом очень естественно и рельефно ос вещается новым светом безжалостный ка питан. Но мы замечаем однообразие приема, одинаково использованного для высвечива ния характеров и Вильки, и капитана. Ос тается ощущение просто игры начинающим ся мастерством -— вот, мол, как я могу за кручивать психологию! Вот что я уже умею! В. этой талантливой повести не заключе но, собственно, значительной идеи. Вот единственные обобщения, которые вытека ют из повести: с границей не шутят; люди лучше, чем они кажутся по внешним чер там. Мысли это бесспорные и банальные. Остается зарисовка из жизни военных лет, психологический этюд. Это, конечно, тоже кое-что. Но только этого мало для талант ливого художника. ЧТО ХОРОШО, ТО ХОРОШО Герой романа Михаила Анчарова «Тео рия невероятности» — сорокалетний физик Алексей Николаевич Аносов. Судьба его сложилась так, что он до сих пор одинок, без семьи. Мы знакомимся с Аносовым в те дни, когда он в своих научных исследованиях зашел в тупик. Он измучен бесплодными поисками, считает себя бездарью. Его на ставник, старый ученый Ржановский, сове тует: « — Из тупика один выход — назад. Вернись к исходному пункту, откуда у те бя зародилась идея, и оттуда погляди на то, что делаешь». Он велит Аносову садиться в такси и ехать на Благушу — на окраину Москвы, где прошло детство Аносова, откуда ухо дил он на фронт. Лирика идет на спасение физики. Аносов действительно умный, интеллек туальный герой. Образ строится не на ори гинальничанье парадоксами, не на игре в «интеллектуала», а на философском мыш лении, на приподнятости и романтической окрашенности чувств. На Благуше Аносов случайно знакомит ся с девушкой Катей — из того поколения, которому сам он уже годится в отцы. Катя тоже умна, в ней нет и следа той самой, излюбленной некоторыми авторами, мало естественной инфантильности. Она говорит Аносову: « — Я вот думала иногда, вот что в ва шем поколении привлекательно? То, что вы все боитесь разлуки... Вы поэтому и встреч боитесь... Сейчас боятся драм, скандалов, а вы больше всего боитесь разлук. Это жен щина сразу замечает. Разлук сейчас не бо ятся. Расстаются легко. А вы боитесь. — Слишком их много было. Сердце не выдерживает. — Так надо же дополнять! Надо не бояться встреч, как мы, и надо бояться разлук, как вы. Тогда все будет хорошо». И вот воспоминания о разлуках... Ката рина— дочь шуцбундовца Крауса, первая любовь Алеши Аносова,— уезжает с отцом в Испанию, в Интернациональную бригаду. Она погибла там. Через несколько лет на глазах раненого солдата Алексея Аносова гибнет в отчаянном поединке с фашистами старый знакомый, «красавец мужчина», ко торого мальчишка Алеша ревновал к Ка тарине. В только что освобожденной Вене умирает Шурка-певица, подруга Алеши ного детства. Вся жизнь Алексея прошла в грозовой атмосфере, насыщенной мощными разряда ми революций и войн. Писатель справился с трудным делом. Высокие революционные понятия от часто го и неуместного употребления стираются, «ветшают, как платье», по словам Маяков ского, и передать их читателю в первоздан ной, мощной и простой свежести — не та кая легкая задача. Алеша спрашивает у Катарины, откуда ее отец знает русский язык. « — Он в России в плену был. А потом в Интернациональной бригаде. — Это же в Испании,— говорю я,— Ин тернациональная бригада. — Нет. Сначала в России была. — Я не знал,— говорю я.— Значит, пер вая? — Нет. Первая в Парижскую коммуну была. В ,ней русские участвовали». Никаких громких слов. Но это, каза лось бы, всего лишь простое уточнение, ве дя все дальше в глубину лет, вдруг свежо пронизывает читателя сознанием общности всех поколений, входивших и входящих в великий Интернационал трудящихся. Катя, представительница сегодняшнего юного поколения, раскрывается в романе как духовная наследница Катарины. Всем складом своего характера, своим мировос приятием она уже приуготовлена к револю ционным свершениям. Автор овеял ее об раз, я бы сказал, романтическим лиризмом. Катя и Алексей Николаевич Аносов по любили друг друга. Не патриархальные от ношения «отцов и детей», а живая любовь, единство высокого настроя души связали два поколения. В утверждении именно такой связи по колений роман М. Анчарова страстно поле мичен и убедителен. Возврат к «исходному пункту», любовь Кати способствуют такой концентрации интеллектуальной энергии, которая выводит Аносова из тупика и при носит научное открытие. Аносову противопоставлен в романе на учный работник Митя, который изображен несколько схематично, как это чйстенько случается в современной литературе с от рицательными героями. Но он построен все же сложнее, чем Сидоров у С. Ласкина, он необходим как воплощение определенной, действительно существующей идеологии, принижающей значение общественных наук и искусства. Митя хочет конструировать жизнь только на основе точных — матема тических и технических— знаний. Он «кон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2