Сибирские огни, 1966, №5
действительностью она стремится самосто ятельно разграничить свет и тени, опреде лить добро и зло. Чуть не в каждом про изведении «Юности» присутствует критиче ский дух, и это тоже привлекает молодого читателя. Тем большую ответственность должен чувствовать журнал, чтобы утвер ждать истинное добро и развенчивать дей ствительное зло. А в произведениях вроде «Ньютонова яблока» буйствует стремление критиковать без оглядки, выносить легковесные и без основательные приговоры вместо того, что бы учить молодых читателей настоящему анализу жизни. Привлекательность бывает разной. Резвый парень, кормящий посреди, улицы лошадь апельсинами, тоже обяза тельно привлечет внимание зевак. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД Сильное художественное впечатление оставляет маленькая повесть Элигия Став- ского «Домой». Черты военного детства здесь очень емко спрессованы, произведен лаконичный отбор выразительных деталей. «Был август — месяц многих цветов. Но повсюду носился только один запах — пот ных и продымленных шинелей». Умираю щая в блокаду мать говорит сыну заботли во и спокойно: «Не хорони меня. Не надо тратить сил. Завернешь в простыню, выта щишь во двор и там оставишь». Голодные, истощенные ленинградские дети собирают клубнику для госпиталей, не съев ни одной ягодки. За это их награждают медалями «За трудовую доблесть». Великолепный эпизод, с прекрасным лаконизмом выра жающий людей и эпоху! Конечно, эта выразительная спрессован- яость деталей стала возможной потому, что автор опирается на уже существующие подробные разработки темы военного дет ства. Ассоциативные ряды в восприятии чи тателя уже проложены предыдущей лите ратурой. Но Э. Ставский не повторяет, он находит собственные слова, краски, детали. Два ленинградских паренька после про рыва блокады отправляются на Украину, чтобы разжиться продуктами. Вилька по кровительственно и довольно сурово отно сится к Геннадию, постоянно ворчит на своего спутника, даже как бы презирает его. Геннадий побаивается Вильки и начи нает ненавидеть его «подчеркнуто твердую походку». Неприязнь к Вильке постепенно охватьь вает и читателя. Ведь Геннадий старается поменьше съесть, побольше взять на се бя трудностей похода, а Вилька все недо волен. Приятели попадают в беду, их задер живают сотрудники госбезопасности по по дозрению в переходе границы. Но даже совместное несчастье не смягчило Вильку. Геннадий, протягивая ему кулек с бобами, «Е>се время ощущал на себе его взгляд, пристальный и холодный». И вот когда изображение Вилькиного характера подошло к какой-то последней, художественно допустимой, грани монотон ного нагнетания неприятных черт,— воз никает резкий поворот в образе Вильки. Вилька спрашивает про бобы: «А поче му ты взял столько? Почему не боль ше? А?» Геннадий отвечает: «Хватит и этих. Я потом возьму еще». И вот Вилька заговорил: « — Слушай, а почему ты так жи вешь?.. Ну, почему ты берешь вот столько бобов, хлеба всегда хочешь взять крошку, супа полтарелки. Вечно хочешь взять по меньше. А почему ты не хочешь жить на равной? Для чего тебе это нужно: вечно быть особенным и унижать других?.. Неу жели ты не можешь научиться уважать лю дей? Или у тебя это уже в крови?.. Или ты какой-то искалеченный?..» Образ Вильки внезапно освещается сов сем другим, ясным и чистым светом. И с болью думаем мы о том, что, конечно же, искалечены ребята — блокадой, голодной смертью близких, противоестественной спо собностью не съесть ни одной ягодки из сотен штук, перенесенных их пальцами от куста до корзины. Этот психологический поворот мастер ски сделан Э. Ставским, с настоящим та лантом художника. Задержанных у границы ребят допра шивает капитан, который заявляет, что ес ли они не связаны с бендеровцами, то тог да просто получат по семь лет тюрьмы за нарушение пограничного режима. Капитан несколько раз вызывает их на допрос. Все четче вырисовывается образ безжалостного, издерганного опасными и трудными обязан ностями человека, для которого эти маль чишки только мимолетный эпизод, досад ная обуза. Он смотрит на Геннадия «ни когда не знающими жалости глазами», и кобура на бедре у него расстегнута. Потом приходит с допроса Вилька и говорит: «Он кричал на меня, а я молчал». Однажды ночью капитан входит в ка меру. « — Спите, дряни вы этакие?» — спра шивает он и ставит перед ребятами тарел ку с виноградом. В это время на станции тревога: деся ток бендеровцев совершил диверсию. Ка питан выскочил и оставил камеру откры той. Ребята воспользовались суматохой и бежали. Они бегут к лесу, за ними погоня, они слышат голос капитана: «Стой!» С отличной экспрессией нарисована сце на погони. Навстречу ребятам, из лесу, сверкает выстрел, и капитан падает под пулей бан дита. На другой день раненый капитан го ворит ребятам: « — Вон отсюда, дряни такие! Кругляк, принеси и^и паек на три дня. Получите во Львове у коменданта билет до Ленингра да. Дряни, на мою голову. Стыд у вас есть?.. Вон!» На деньги, отобранные у ребят, он ку пил мешок муки, который и вручил им пе ред отъездом;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2