Сибирские огни, 1966, №5
нести и художнического такта, чтобы начи нающего специалиста не изобразить глаз ной силой, и созидающей, и сокрушающей, и толкающей исторический прогресс. Одной из самых слабых вещей в «Юно сти» приходится признать повесть «Ньюто ново яблоко» Эдуарда Пашнева. Образы пятиклассников Э. Пашнев рисует с по мощью анекдотов. - Санька ходит в школу, прыгая на одной неге,— не из резвости, не на спор, а совер шенно серьезно экономит таким образом то один, то другой ботинок. Зебрик объясняет Саньке, что если треснуть по голове ябло ком, то придумается что-нибудь гениаль ное, как у Ньютона. Оба они по очереди роняют друг другу на макушку яблоко и ожидают гениальных мыслей. Санька несет заболевшему Зебрику апельсины и по доро ге скармливает их лошади. Автор всерьез выдает эти анекдоты за истинный уровень своих героев, которые, кстати, тут же цити руют наизусть «Королеву Марго». Они по хожи на дошколят, а вовсе не на реаль ных, нормальных пятиклассников в возра сте одиннадцати лет. Вот что может сде лать бойкое перо — саму инфантильность переинфантилить! Но недаром повесть «Ньютоново ябло ко» опубликована не в «Мурзилке», а в «Юности». Все эти анекдоты из детской се рии облекают собой определенную автор скую концепцию. Владик Синицын — единственный в классе круглый отличник. Внешность у него карикатурная, он и лицом, и фигурой круг лый. Каждый день на доске появляются ка рикатуры на него. С ним никто не дружит, потому что однажды он предал целый класс. Через несколько дней круглый отлич ник опять противопоставляет себя классу, отказываясь вместе со всеми собирать бу тылки. Выведя такой густо отрицательный тип, автор приступает к обобщениям. Передо вая учительница Мария Ивановна размыш ляет: «И что это вообще за термин «круглый отличник»? Круглый дурак — это понятно, а что такое «круглый отличник»?.. Он, этот Владик, как-то успевает любить все пред меты и наверняка поэтому не любит ни одного». Теория передовой учительницы заключа ется, очевидно, в том, что каждый ученик должен быть отличником по одному, из любленному им, предмету, иначе он будет «маленьким, противным всезнайкой». Кстати, «Юность», между всякими круп ными своими делами, успела провести за год и легкокавалерийскую кампанию про тив отличников. У С. Ласкина положительнейший Гоша Дашкевич, рупор автора, говорит: «Если мой сын будет отличником, то я объясню ему: так делать нехорошо... Ребенок доло жен чем-то увлекаться, а если маленький человечек долбит с одинаковым усердием все предметы от арифметики до пения, то это будущий чиновник». В романе А. Гладилина обронено: «Я был уверен, что из Яши Штенберга, как и из всех круглых отличников, ничего 'осо бенного не выйдет. В общем, так оно и слу чилось». Эта кампания против отличников про сто неприлична. Во-первых, потому, что безнравственно шельмовать самих детей, дети верят взрослым, что отлично учить ся — это похвально, да дети и действитель но хотят знать все на свете, им еще не до специализации. А во-вторых, учиться на го лом увлечении невозможно, ибо это значит хватать вершки. Учеба всегда требует на пряжения, самодисциплины, преодоления каких-то скучных мостиков, без которых не уяснишь главного. «Специализация» с детства, за которую ратуют Гоша и Мария Ивановна,— это га рантия ужасающей узости на всю жизнь! Школа должна давать широкие знания, мо жет быть, более вширь, чем вглубь, ведь она приуготовляет человека к любому ва рианту сознательной жизни, к любому ви ду таланта, который выявится в процессе созревания личности. Вот ее главнейшая цель. Все остальное — бред дилетантов. Легкодумы обычно с жаром перечисля ют великих людей, которые в школе учи лись плохо. И предусмотрительно забыва ют великих отличников, среди которых был Володя Ульянов. При любых условиях учиться отлично труднее, чем посредствен но. Повесть Э. Пашнева ратует за привыч ку с детства к легкой жизни. В нормальной школе, в хорошем классе, где воспитано уважение и интерес к знаниям, отличники никогда не отделяются и не выделяются. «Это же лучший класс в школе»,— вос клицает Мария Ивановна. Почему он лучший — неизвестно. Автор старательно обходит вопрос, как же учатся Зебрик, Санька, Сонька и другие положи тельные герои. Почему он лучший, если там всего один отличник, который, к тому же, отщепенец? Каковы критерии Марии Ивановны? Она придирается к круглому отличнику и с гражданским, мужеством ставит ему четверку. Но зато она не вызывает отве чать урок тех, о ком заведомо знает, что они не подготовились. Она «перед началом уроков всегда планировала минут пять на разговоры о том, о сем. И, странно, эти пя тиминутки полюбились не только ученикам, но и ей самой». Совершив это открытие в педагогике, передовая учительница не почила на лав рах, она продолжает развивать новатор ские методы. Заявив в учительской, что «стекла бить нельзя, обманывать нельзя, а машину построить можно», она говорит на едине ученику Шваке, «с улыбкой оглянув шись на учительскую»: «Знаешь что?.. Только ты никому не говорй... Я тебе раз решаю иногда не выучить урока». Диву даешься, что это не пародия, а образец педагога в восприятии автопа. Молодежи свойствен критический дух. В процессе самопознания и знакомства с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2