Сибирские огни, 1966, №5
больницу. Он морально осуждает и побеж дает эгоиста Анатолия Пискарева: жена Пискарева Мила уходит от мужа к Дашке вичу. Гоша успешно сопротивляется глав врачу Сидорову, формалисту и бездушно му человеку. Он поддерживает великолеп ного, но затурканного жизнью старого вра ча Борисова. Заключение повести — Гошин апофеоз. К своему апофеозу Дашкевич идет, если приглядеться внимательней, как нож в ма сле. В самом деле, кто его противники и как он с ними борется? Вот Пискарев. Приходя домой, он акку ратно вешает пальто на плечики, встряхи вает воротник, чтоб не свалялся ворс; тща тельно сбивает снег с бот, чтобы не натекла лужа; просит жену вытереть апельсины, потому что не может есть грязное. То есть он делает то, что должен делать любой культурный человек. Но автор описывает это с неприязнью, через восприятие Милы. И по одной этой предвзятой неприязни обязывает читателя осудить героя. Любви к порядку у Пискарева проти вопоставляется беспорядок у Гоши; кро вать с утра не застелена, у зеркала ганте ли, в тумбочке — плоскогубцы вместе с колбасой и лыжной мазью. В общем, сразу видно: какой милый, безалаберный симпа тяга! И апельсины, конечно, не вытирает, не мещанин, и так съест! Забавно сопоставить портреты этих ан типодов. У Гоши — «здоровое, розовощекое лицо». Пискарев — «сдобный мужичок с глазированными щечками». Да ведь они по хожи как два пятака! Что такое «сдоб ный»? Не худой, не истощенный, здоровый. Что такое «глазированные»? Крепкие, глад кокожие, такие же, как у Гоши. Автор не анализирует тип, а убогим приемом чисто словесной окраски пытается навязать читателю свою личную неприязнь. Таким же методом характеризуется и главврач Сидоров: «Сидоров уставился на меня своими ма ленькими глазками. Клянусь головой, ни один сотрудник не сумел бы сказать, какого цвета эти глаза, вроде чая с молоком». Господи, разве же не ясно, что гражда нин с подобными глазами — обязательно бюрократ и человеконенавистник! Уши у Каренина только лишь оттеняли его противность для Анны, как внешняя деталь беспощадно проанализированного характера. А. С. Ласкин свои отрицатель ные образы строит только на одних «ушах». Самые действия Сидорова, данные лишь гнешне, без анализа побуждений, вовсе не так уж убедительно отрицательны. В больнице не оказалось третьей груп пы крови и была только одна ампула уни версальной крови. Сидоров приказывает перелить ее начальнику автобазы Глебову, больному фурункулезом. «Все знали, что Сидоров в нем очень заинтересован»,— под мигивая читателям, обнажает автор черные пропасти сидоровского характера. Гоша сначала отказывается это делать, считая, что кровь пригодится для более серьезного случая, но потом исполняет при каз. Сидоров говорит довольно справед ливо: «—■Несерьезных больных не бывает, доктор Дашкевич. Бывают только несерьез ные люди. Если здоровье человека требует переливания крови,— это нужно сделать не зависимо от того, хочется врачу или нет». Но чтобы приказ Сидорова выглядел по противней, автор рисует сценку, когда Гле бов лежит и хихикает, и Сидоров возле не го хихикает, и все сестры вокруг них хи хикают. Возмездие наступает немедленно, на следующей странице. Привозят мальчика, который без переливания крови умрет. Го ша спасает мальчика переливанием собст венной крови. Ясно, что сидоровские мо ральные устои повержены в прах, а моло дой специалист скромно торжествует победу. А ведь суть в том, что действительно каждого больного надо лечить в полную меру. И бестактной демагогией,— и врачеб ной, и просто человеческой,— является про тивопоставление «несерьезно» больного несимпатичного начальника «серьезно» боль ному симпатичному мальчику. Вот ведь ка кая смешная логика вытекает из этого слу чая: лечить надо бескорыстно, но если по ступил больной, от которого есть корысть больнице (машину может отремонтировать вне очереди и т. д.),— то тут еще надо по думать, лечить его или нет. Таков избира тельный гуманизм автора. Снова без производства следствия-ана лиза подписывается приговор к публичной гражданской казни. Далеко не все в повести слабо. С. Л ас кин лиричнее, чем И. Штемлер. Точно и сильно описана операция, при которой Го ша ассистирует Незвецкому, убедительно возникает у Дашкевича чувство слитности со всеми: «Ты, не понимая этого, перестаешь быть Незвецким или Дашкевичем и начинаешь физически чувствовать, что он — это ты, и больной, и наркотизатор — тоже ты; все сливается в один организм, в одни руки,, работающие в едином ритме, и мысль, одна на всех, даже не сказанная вслух, улавли вается твоими глазами, руками, пальцами». Это сказано несколько декларативно, но если автор умеет уловить такие сложные,, ускользающие состояния, то значит он спо собен на серьезный психологический ана лиз, только еще недостаточно владеет им. В повести Евгения Шатько «Зной» тоже молодой инженер Егор Болдырев впервые приступает к работе. Главный герой «Юности» — это или на чинающий интеллигент с дипломом (его мы видим у Гладилина, Штемлера, Ласки- иа, Шатько, Шугаева), или недоучка с пре тензией на интеллектуала (у Ефимова и Алексеева). Авторы вправе выбирать себе любых героев, но отбор их для журнала — это уже тенденция редколлегии. Рабочий или колхозный парень, заводская или сель ская девушка — не главные герои, а редкие гос-и в журнале.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2