Сибирские огни, 1966, №5
общественных взаимосвязях. Что это — со знательная позиция или идейно-художест венная немощь? Я думаю, что одно вытека ет из другого. Слишком часто бывает так, что человек, не понявший, не исследовав ший чего-то, просто игнорирует непонятное им и выдает собственный уровень мышле ния за последнее достижение человеческой мысли. А истина неопровержима: именно через трудовые отношения устанавливается вза имосвязь личности и общества, только в общественном труде совершается переход от первой сигнальной системы узкобыто вых отношений к сложнейшим политиче ским, социальным, идеологическим взаимо отношениям людей, к Человеку, который, .говоря словами Горького, способен всю жизнь Земли сделать личной, своей. Не по плечу пока такая задача А. Гла дилину? Да, пожалуй. Но зачем же так подчеркнуто игнорировать ее, будто вовсе она не существует! Когда в повести Валерия Алексеева «Люди Флинта» мы встречаемся с десяти классниками, похожими своим хохмачески- «нфантильным отношением к жизни на ге роев И. Ефимова, а своим небрежением к труду— на героев А. Гладилина, то не вольно думается не столвко о тенденциях авторов, сколько о тенденциях самой «Юности». В. Алексеев с симпатией изображает иг ривых, шаловливых мальчиков шестнадца- ти-семнадцати лет. Левка и Алька приеха ли на целину, чтобы летом поработать здесь. Им совсем неинтересно, что они уча ствуют в планировке красивого, необычного поселка, о котором мечтают целинники. Ру ководитель работ, рассказав о задачах, спрашивает: «— Вопросы есть? Я покосился на Левку, Левка — на ме ня. Вся штука теперь была именно в этих вопросах. Надо спросить что-то особенное, чтобы показать, что нам удивительно инте ресно». Спохватившись, что слишком уж разоб лачил своих героев, автор тут же добав ляет: «И вопросы так и вертелись на язы ке. Но какое-то нелепое пиратское упрям ство связывало нам язык». Вот тут бы и применить гладилинское «наложение», чтобы вывернуть подтекст, ибо без этого читатель справедливо подо зревает, что ни черта их не интересует и никакие вопросы у них не вертятся. Впро чем, выворачивать-то, кажется, нечего. Эти «люди Флинта», обладающие «пи ратским упрямством», так поработали, что не отмерили на местности ни одной прямой, где метра на два не обсчитались бы, а у скотных дворов тридцать метров потеряли. Ямы для реперов они выкопали такие, что, по выражению Старика, «в эти ваш метр восемьдесят, извиняюсь, дерьма куриного не закопать». Вместе с неумением делать простейшую работу у мальчиков есть еще и такая ми лая черта, как кокетство поверхностным всезнайством. Облачко, например, кажется им похожим очертаниями на остров Трини дад. Ну кто из неутонченных, обыкновен ных людей помнит очертания Тринидада, который и на картах-то, кажется, изобра жается бесформенным пятнышком! А вот они помнят. Они небрежно говорят, что у Верещагина есть «набросок» «Ворота Та мерлана», они отмечают, что у Криса «мальчишеская, как у Кеннеди, улыбка». Как все это изысканно! Как можно сер диться на таких интеллектуалов за то, что они не могут отмерить на земле какую-то там прямую линию! Только цепь явно подлых действий оба ятельного мерзавца и циника Криса пробу ждает в ребятах интерес к их рабочим обя занностям. Загораются они трудовым энту зиазмом не из-за сознания ценности своего труда, а исключительно ради того, чтобы благородно противостоять обману. Но когда они самостоятельно приступи ли к делу, то обнаружилось, что за время пребывания в экспедиции они не удосужи лись даже познакомиться с нивелиром. У них нет даже нормальнейшего мальчи шеского любопытства к технике, к при борам. В подобных повестях первое жизненное испытание для юных героев — это встреча с мерзавцем. А ведь гораздо более важное и естественное испытание для них — это преодоление собственного неумения. Но та кой проблемы не бывает в подобных пове стях. Автор озабочен другим — стремлени ем поскорей подчеркнуть гражданское му жество своих героев. Элементарное чувство порядочности, возмущенное жульничеством, не надо выда вать за высокую гражданственность. Это так же малопочтенно, как раструбливать в газетах подвиг гражданина, отнесшего в милицию, а не присвоившего найденный им кошелек с деньгами. ПРИГОВОРЫ Б Е З СЛЕДСТВИЯ В романе Ильи Штемлера «Гроссмей стерский балл» мы попадаем в трудовую обстановку. Выпускник института Филипп Круглый начинает свой инженерский путь в завод ском ОТК. Завод получает для запуска в производство созданный центральным кон структорским бюро прибор «ПОА», который с помощью радиоактивного излучения от деляет алмазы от кимберлита. За уровень радиации в приборе завод не отвечает, это на совести бюро, но Филипп решает про верить на радиацию саму конструкцию, ибо от этого зависит жизнь людей, которые бу дут пользоваться прибором. Начальник ОТК Терновский не разреша ет испытывать прибор: «— Раз прибор соответствует черте жам — принимай! За остальное отвечают разработчики и конструкторский отдел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2