Сибирские огни, 1966, №5
Роман очень привлекателен этими чер тами. Но А. Гладилин все еще не вышел ив затянувшегося ученического периода. На сей раз в роли учителя выступает Ремарк (увы, здесь критик тоже не виноват!) Это влияние чувствуется уже в самой завязке романа, в главной его схеме: дружба ше сти ребят, начавшаяся в школе, продолжа ется и дальше, когда жизнь раскидала всех по разным путям. Правда, некоторая' но визна по сравнению с Ремарком заключает ся в том, что у А. Гладилина не «Три то варища», а дважды по «три», и не фронто вая дружба связала их на всю жизнь, а школьная. Но схожесть эта поверхностная, ученичество уходит глубже. У гладилин- ских героев то же самое, что и у ремарков- ских, внешне юмористическое восприятие действительности при не очень веселых внутренних переживаниях и не так уж лад но сложившейся личной жизни. Да, опять сугубо личной жизни! — с ремарковской (вполне естественной в мире, который он описывает) отстраненностью от жизни ми ра, от общественных проблем. И уж прямое подражание Ремарку сквозит в эпизоде, где Звонков, по просьбе Аллы, гонится на машине за белым «Моск вичом». Тут сама ткань, ритм эпизода, раз говор недомолвками, сама «роковая» ситу ация — влюбленный в Аллу Звонков дого няет с ней ее любовника — все это чистый Ремарк. «Ремаркизм» особенно ощущается имен но в образе шофера Звонкова. В творчест ве Ремарка водителям автомашин посвяще ны едва ли не самые лучшие страницы, он досконально изучил и изобразил психоло гию гонщиков, их ощущения в самых раз нообразных вариантах гонок, и неокрепшим талантам трудно выбраться из-под его сильного влияния. Но и поиски А. Гладилиным художест венного своеобразия пока тоже не увенча лись успехом. Вскоре после гонки за лю бовником Руслан и Алла ведут в ресторане трудный разговор, из которого выясняется, что Руслан любит Аллу и предлагает ей стать его женой, что Алла, без особой люб ви к Руслану, все-таки тянется к нему и, в общем, согласна. t Дальше буквально повторяется этот разговор, но уже с добавлением слов, ко торые не были произнесены, а были только в думах героев. Таким способом «наложе ния» автор обнажает подтекст. Но от это го текст глубже не становится, разве что добавляются какие-то «нюансики» (Алле, оказывается, приятно целоваться с Русла ном, Руслан, оказывается, волнуется при этом разговоре до боли в животе). Затем следует еще и второе «наложение». Из него следует, что Алла мечтает об артисте, об отсветах его славы, которые падали бы на нее; что порвала она с артистом не потому, что разлюбила, а потому, что он не хочет разводиться с женой. Подтекст не только обнажен, а прямо вывернут наизнанку. И снова мы дополнительно обогащаемся не многим, ибо такой Алла угадывалась уже во время гонки. Классики всегда отличались умением за прятать подтекст поглубже, сказать слова ми меньше того, что предстает воображе нию читателя. Классики всегда умели в еди ном временном и изобразительном плане передать всю многосложность глубокого психологического явления. Гладилин же раз лагает не очень сложное психологическое явление на три плоскости, выворачивает подтекст, словно землю плугом. Так легче, так развлекательней, так необычней! А ведь формальная необычность в искусстве легче обычности. Необычность привлекает внима ние сама по себе, а обычность — только талантливостью и многосложностью. Какова же концепция романа А. Глади лина? После школы и института Чернышев становится научным работником, Бутен ко — артистом, Медведев — инженером на ТЭЦ, Штенберг — геодезистом, Майоров — инженером-металлургом. Один лишь недо учившийся Звонков идет работать шофером. Бутенко играет в театре. Скучно ему играть — неинтересный режиссер, баналь ные роли. И он нарочно перевирает на сце не реплики, чтобы хоть как-то оживить и себя, и скучающую публику. Штенберг в экспедиции изображен толь ко во время отдыха. Он чувствует себя не счастным, да еще заболел горной болезнью от перепада высот. Медведев днем скучает на ненужном совещании в райкоме партии, а ночью де журит на ТЭЦ — «нечто вроде ночного сто рожа». «Работа называется! Посадите ро бота. А я живой человек». Скука, скука снедает и Медведева. Только Майоров проявляет граждан скую активность, схватываясь на заводе с очковтирателями. Чернышев совершает открытие: предла гает решение проблемы, над которой лабо ратория билась пять лет. Но так сильно равнодушие автора к производственным де лам своих героев, что открытие Чернышева объясняется буквально лишь такой сверх- лакопичной фразой: «надо делать не так, а вот так, так и так. И вот мои вычис ления». Руслан Звонков — передовой шофер. «Получал премии и благодарности. Но, честно говоря, не потому, что осознал по лезность перевыполнения плана для на родного хозяйства, и не потому, что ему нравилось видеть свое фото на Доске поче та. Просто Руслан слишком много времени проводил за баранкой, чтобы получать удо вольствие от самого процесса езды... И что бы хоть как-то избежать однообразия пути, Руслан устраивал гонки. Отсюда экономия времени и полтора плана». Даже передовиком-то человек стал от скуки. А. Гладилин весьма воинственно настр ен против изображения героев в труде, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2