Сибирские огни, 1966, №5
лизм, чем юмор. Ну, а что отрицает И. Ефимов — об этом ниже. Надо сказать, что повесть «Смотрите, кто пришел!» читается с интересом. Объяс няется это тем, во-первых, что автор непо средственен и эмоционален. А это ведь и есть гот начатой, по которому отличают талант. Во-вторых... Однако с этим вторым пунктиком надо разобраться подробнее. Герой работает в КБ, кое-каким боком связан с изобретением необычного — кривого — сверла. Но пере живания и интеллектуальные усилия, свя занные с общественно-трудовой стороной его бытия, не занимают и одной десятой его жизни. Герой хлопочет об устройстве судьбы своего вдового отца с хорошей женщиной Аней, влюбляется в Нину, зна комится со своим соперником Аркадием. «Выскочив из проходной после работы, я побежал к троллейбусу, повторяя на хо ду все, что мне нужно было сделать за день: почтамт, библиотека, столовая, ре монт обуви, парикмахерская и так далее — всего двадцать два места». В таком круговороте личных забот и хлопот о ближних крутится вся жизнь ге роя. В этих повседневных, коротких, тороп ливых столкновениях с людьми и события ми автор открывает нам небольшие, част ные, но интересные житейские правды. Вот герой выходит из театра после потрясшего его спектакля «Лиса и виноград»: «Когда какая-то женщина уже в самых дверях толкнула меня в спину и обругала, я страшно удивился. Мне казалось, что те перь, после такого спектакля, никто не ста нет толкать меня или ругать, все будут от носиться друг к другу с уважением. Не может быть, чтобы эта женщина ничего не поняла. Наверное, она поняла, что стала лучше, но решила, что это только она од на, а остальные как были, так и остались грубиянами». Это небольшое, но точное психологиче ское наблюдение. Тут мы добираемся и до «во-вторых». Все мы живем, ходим, бродим в сонме мел ких ощущений, переживаний, соприкосно вений с людьми и вещами. Это нам и близ ко, и дорого, и до того знакомо, что на каждое такое явление у нас выработана привычная реакция. Это как бы наша пер вая сигнальная система. Вот на эту «первую сигнальную систе му» и воздействуют произведения типа «Смотрите, кто пришел!» Не исследованием жизни, не этическим обогащением привле кают они молодежь, а лишь радостью само- узнавания- до чего же, мол, похоже на мою жизнь — и эти хохмы, и пикировка в авто бусе, и влюбленность, и толкотня у театра, и добродушные насмешки над бабушкой! Вот, дескать, я думал, скучно живу, да и старики ругают за безалаберность, а гляди- ка — интересный герой, и ведь весь в меня! Вот в чем суть привлекательности по добных вещей для той части молодежи, ко торая не научилась еще исследовать жизнь, мыслить глубоко и самостоятельно, кото рая не выработала в себе того, что можно уподобить «второй сигнальной системе». Но автор-то уже имеет собственную, концепцию жизни. Ее выявлению служат те немногие страницы повести, где герой соприкасается с трудовым коллективом. Процесс достижения великого научного ре зультата И. Ефимов представляет себе так: сто ученых идут по ста пещерам, зная, что клад хранится лишь в одной из них. Ни та лант, ни упорство в поиске, ни усилия мыс ли — ничто не поможет тем 99 ученым, ко торые идут по пустым пещерам. Случай, удача — вот что лежит в основе великих деяний. «Разве они могут оценить такую ма ленькую повседневную гениальность?» — восклицает некий старик при полном со чувствии автора. «Маленькая гениальность» — как это по хоже на распространенную шутку: «гигант средних размеров»! Автор выступает апо логетом среднего уровня, маленьких гениев, мелких открытий. Но даже и это для него не главное в жизни. «Ведь есть у всех нас родные и друзья, близкие люди. Почему нам все мало и так одиноко? Как все это сложно, запутанно и важно, гораздо важнее, чем те дела, из-за которых мы хлопочем, чем все эти турби ны, персики и флейты,— они только могут помочь нам, но сами по себе еще ничего не значат». Отношения общественные обнаженно противопоставлены отношениям личным. У молодого автора вдруг обнаруживается старая борода — философия обывателя, хо тя и маленько модернизированная. Анатолий Гладилин — автор романа «История одной компании» — поопытнее, чем И. Ефимов.. Он действительно обладает остроумием, способностью наделить своих героев чувством юмора. Хорошо удаются- ему легкие иронические характеристики. Вот портрет Танечки, жены Яши Штен- берга: «Чуть где-нибудь запахнет новым виру сом, Танечка обязательно его подхватит, тут она пионер. Прошлой зимой сломала руку, на улице. Согласен, несчастный слу чай. Со всеми может быть. Но ты почему- то ходишь и не ломаешь? А недавно ло- щадь ее сбила. Чувствуешь? Это уже гово рит о высоком профессионализме. Ты сначала попробуй найди в Москве ло шадь!.. Видишь, жизнь у Яши наполнена смыслом: в любую минуту можно ожидать, что с Танечкой что-то случится... Сразу чувствуешь себя сильным мужчиной, когда рядом с тобой такое слабое, беспомощное существо». Рабочая обстановка в эпизоде на стан ции техобслуживания, действия Руслана Звонкова, подрабатывающего «налево», психологические штрихи, рисующие клиен тов,— все выписано сочно, достоверно и с чувством юмора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2