Сибирские огни, 1966, №5

щитов: «Строитель! До перекрытия Нила осталось (дальше было окошечко со сме­ няемой ежедневно цифрой) дней». В окошечке красовалась цифра «2». Само место перекрытия разочаровало нас. Нил словно обленился, он и не думал бурлить и бушевать в проране, в оставленном ему последнем отверстии, как буше­ вали Волга, Ангара, Енисей. Здесь на дне — пески, и если сильнее сужать проран за­ ранее, до штурма, то течение будет одновременно размывать дно, и труд пропа­ дет зря. В русле канала еще ползали последние желтые букашки,— те самосвалы, кото­ рые только что грозили нас сплющить. За валом песчаной перемычки темнел Нил. Перемычку взорвут, и река ринется в канал к тоннелям, пробитым в скалах под нами. И мы покатили с горы туда, куда совсем скоро хлынут нильские воды. Дорога круто летела вниз. Вот и дно канала. Я посмотрел вниз. Выступ, где нажмут кнопку, чтобы взорвать перемычку, выступ, где мы только что были, казался теперь поднятым в заоблачную высь. Впереди темнели тоннели. И какие! В любой из этих шести тоннелей мог бы войти не паровоз, а пароход. Через них можно было бы проталкивать пятиэтажные дома, беспокоясь разве что за целость конька крыши. Я знал, конечно, что наша страна послала в Асуан многие десятки экскаваторов, землесосов и гидромониторов, мощный парк бульдозеров и скреперов, сотни авто­ машин, кранов, бетононасосов, камнедробилок,— но только увидев все эти легионы тех­ ники в действии, только увидев, что с их помощью сотворил здесь человек, ощутил я, какую богатырскую братскую руку протягивает наш народ Африке. Первый проект гидроузла составила английская фирма «Александр Гибб и парт­ неры», знаменитая солидная фирма, основатель которой был членом Королевского об­ щества, соответствующего нашей академии наук. Фирма составила хороший проект. Но нашлась еще более знаменитая фирма: «Гидропроект». Проект, составленный совет­ ским институтом под руководством Малышева, международная комиссия признала наилучшим. Помимо многих чисто технических преимуществ, он позволял построить гидроузел гораздо экономнее, сберрчь республике много денег. Выписки о великой стройке Асуана из моих блокнотов хоть бульдозером выгре­ бай: цифры, цифры, цифры. Они неопровержимо доказывают, что стройка на Ниле—• «самая»: самая механизированная в Азии и в Африке, самая большая, возводимая с помощью иностранного государства, самая выгодная из всех гидротехнических строек в мире,.— все затраты на нее окупятся полностью быстрее, чем за два года. Конечно же, объем работ под Асуаном сравнивается с выполненным при возве­ дении одного из семи чудес света. Получается: великая плотина — семнадцать пира­ мид Хеопса. Она поднимается на сто одиннадцать метров, в основании будет шири­ ной почти в километр. За ней возникает первое искусственное море Египта. Оно протянется в глубь Африки на пятьсот километров от плотины, и в нем для работы турбин и орошения полей человек будет держать огромный запас воды, большая часть которой прежде во время паводка стекала в Средиземное море— почти сто шестьдесят миллиардов ку­ бических метров! Это водохранилище «Наср», море Победы, делает африканский ма­ терик обладателем одного из величайших искусственных водоемов планеты. Гидростанция при плотине втрое увеличит в стране выработку энергии. Цифры, цифры, цифры. А Николай Александрович Малышев, главный инженер проекта, го­ ворит: — Знаете, что в этой стройке самое главное? То, что от нее в выигрыше весь народ. Не жители какого-нибудь одного района, а именно весь народ. Все тридцать миллионов. Для одних — это земля, для других — энергия, для третьих — обеспечен­ ность работой, для четвертых — конец наводнениям, для пятых... Впрочем, вы, навер­ ное, сами все знаете. Весь народ в выигрыше. Это главное, а не семнадцать пирамид Хеопса!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2