Сибирские огни, 1966, №5
обычная настороженность и скованность. Забыв о кинокамере, они улыбались не по тому, что их об этом просили, а потому, что этот молодой чернобородый «руси» был для них своим человеком. Тебе, феллах! Уже который день колесим мы по нильской долине, то выскакивая на асфальт, то задыхаясь в пыли проселков. Ночуем под пологами, защищающими от москитов, пьем чай в придорожных харчевнях, останавливаемся на токах, где обмолачивают майский урожай пшеницы, у плантаций, где убирают сахарный тростник, отрываем от дела феллахов, перекачивающих шадуфами воду на поля. Крылатая и охотно повторяемая всеми фраза Геродота о Египте — даре Нила, в сущности, не точна. Пять тысячелетий лишь труд земледельца превращал Нил в ис точник живой воды, питавший корни могучей цивилизации. Феллах — прямой потомок патриархов земледелия нашей планеты. Само слово феллах происходит от глагола «пахать». Сегодня из каждых трех жителей страны двое трудятся в деревне. И среди множества цифр, связанных с великой стройкой, этих вечных тружеников особенно радует одна: два миллиона федданов земель, из которых миллион триста тысяч осваиваются вновь, а семьсот тысяч переводятся с бас сейнового на круглогодовое орошение. Два миллиона федданов! Это поистине революционный скачок. Это крутой пово рот в судьбах миллионов людей. Это небывалая в истории победа человека над пу стыней. Четыре десятилетия назад в республике было около шестнадцати миллионов че ловек, в 1964 году — около тридцати миллионов. А пашня, которая должна их про кормить, приросла за это же время едва на шестую часть. Египет, пожалуй, единствен ная в мире страна, где все земледелие — поливное. Для большей части ее территории долгосрочный прогноз выглядел бы так: «В течение ближайших нескольких лет удер жится ясная солнечная погода без осадков». Нил? От его нынешних низконапорных плотин уже берется все, что можно. На копить воду для новых земель, резко расширить площадь пашни-кормилицы способна' лишь Садд Аль-Аали. Большой знаток крестьянской жизни, египтянин Айру, в книге, вышедшей перед революцией 1952 года, утверждал, что феллах продолжает оставаться таким же, каким был при фараонах Древнего царства. Почти те же орудия труда, почти та же повсе дневная жизнь, что запечатлена еще на фресках гробниц фараонов... Во всех сочине ниях от Геродота до самых новейших, по словам Айру, можно узнать одного и того ж е феллаха, который оказался между землей и ее властителями, как между наковаль ней и молотом. Революция объявила пересмотр узаконенных тысячелетиями несправедливых по рядков. Землемеры отрезали раз, потом другой от тех земель, которые их властители считали вечной и священной своей собственностью. Одни феллахи получили наделы, другие стали жить надеждой на их получение. Распрямились согнутые спины — и тут произошло то, что неминуемо должно было произойти. Вот короткое газетное сообщение. В деревне Маншия убит работавший в поле крестьянин-бедняк Абд аль-Хаким, секретарь организованного им союза батраков. Его убили дубинками трое «неизвестных». Долгие годы в деревне Маншия господствовал клан Абдель Абу Галиля, владев ший тремястами федданов земли. Когда в деревне организовался кооператив, Абу Галиль сумел стать в нем первым лицом. Это помогло ему скрыть свои земельные из лишки и получать с бедняков арендную плату за землю, которую у него по закону должны были конфисковать. Лишь один смелый человек поднялся против богатея. Он жаловался, требовал. Ко начальник полиции был другом Абу Галиля, а в местном комитете Арабского со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2