Сибирские огни, 1966, №5

износят в молитвенных домах свыше 3600 проповедей в месяц. Нередко эти проповедники ловко исполь­ зуют в пропаганде протестантизма некото­ рые затруднения в хозяйственной и полити­ ческой жизни страны, стремятся распро­ странять среди верующих тревожные и па­ нические слухи. Сгущая краски порой не­ обоснованного администрирования по от- ношению к религиозным общинам и груп­ пам, проповедники изображают себя «пра­ ведниками и мучениками за веру христо­ ву», покупая тем самым доверие и располо- жение верующих. Они используют и случаи бюрократизма и волокиты со стороны от­ дельных наших работников и организаций. За последние годы в Сибири, как и в дру­ гих районах нашей страны, атеистами про­ водятся широкие социологические обследо­ вания, цель которых состоит в том, чтобы выявить степень влияния религиозной идео­ логии на слои нашего населения, численную принадлежность к определенному религиоз­ ному культу и причины, по которым наши люди оказались вовлеченными в религиозные организации и группы. Основным методом этих обследований была избрана беседа и устный опрос верующих по заранее разрабо­ танной программе, с обязательным соблюде­ нием принципов добровольности, общечело­ веческого такта и уважения к религиозным чувствам верующих. Первые итоги таких обследований, обоб­ щенных автором на основе различных источ­ ников, дают следующую картину о проте­ стантских организациях и группах в Сибири. В настоящее время различные баптист­ ские, адвентистские, пятидесятнические, мен- нонитские и иеговистские общины и группы составляют, главным образом (от 60 до 80 процентов), люди пожилого и преклон­ ного возраста, по-прежнему среди них мно­ го женщин, преимущественно домохозяек. Общеобразовательный уровень подавляю­ щего большинства членов протестантских общин и групп очень низок. В пяти баптист­ ских общинах и группах, действующих на территории Алтайского края, насчитывается 40 процентов малограмотных, 50 процентов с образованием до 4 классов, 9,8 процен­ та — с образованием до 7 классов и толь­ ко 0,2 процента имеют среднее образование. Приблизительно такое же, соотношение и в других сибирских протестантских органи­ зациях и группах. Основная масса сектантов непосредствен­ но не занята общественно полезным трудом (престарелые, пенсионеры), а из числа ра­ ботающих преобладают люди неквалифици­ рованного труда (уборщицы, вахтеры, двор­ ники, сторожа, санитарки и т. п.). Собранные материалы показывают, на­ сколько изменился состав сектантских орга­ низаций. В 20—30-х годах в среде сектант­ ства руководящее положение занимали ку­ лаки и выходцы из числа бывших «приви­ легированных сословий» (буржуазии, поме­ щиков, торговцев и т. п.), они составляли актив и основу протестантских сект. Впрочем, и сейчас среди верующих встречаются «бывшие люди», ранее судимые за антигосударственную деятельность, а так­ же тунеядцы и проходимцы, которые зани­ маются не столько религиозной, сколько ан­ тиобщественной деятельностью. Социологические исследования подобного характера помогают партийным, профсоюз­ ным и другим массово-политическим и об­ щественным организациям правильно опре­ делить участки и группы населения, охва­ ченные религиозной идеологией, и основные направления, формы и методы научно-атеи­ стической работы в целом среди населения и отдельных верующих. К сожалению, вся эта работа еще не поставлена на подлинно научную основу. В системе институтов Сибирского отделения Академии наук СССР нет даже сектора, который мог бы объединить, скоординиро­ вать деятельность разрозненных сил атеи­ стической пропаганды, выработать научно обоснованную систему изучения религиозных влияний, обобщить опыт антирелигиозной пропаганды среди трудящихся. В борьбе с религиозной идеологией мы не имеем права занимать оборонительную позицию, только энергичное наступление обеспечит успех. А для этого нужно высту­ пать во всеоружии знаний и опыта, вы­ ступать широким фронтом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2