Сибирские огни, 1966, №5
износят в молитвенных домах свыше 3600 проповедей в месяц. Нередко эти проповедники ловко исполь зуют в пропаганде протестантизма некото рые затруднения в хозяйственной и полити ческой жизни страны, стремятся распро странять среди верующих тревожные и па нические слухи. Сгущая краски порой не обоснованного администрирования по от- ношению к религиозным общинам и груп пам, проповедники изображают себя «пра ведниками и мучениками за веру христо ву», покупая тем самым доверие и располо- жение верующих. Они используют и случаи бюрократизма и волокиты со стороны от дельных наших работников и организаций. За последние годы в Сибири, как и в дру гих районах нашей страны, атеистами про водятся широкие социологические обследо вания, цель которых состоит в том, чтобы выявить степень влияния религиозной идео логии на слои нашего населения, численную принадлежность к определенному религиоз ному культу и причины, по которым наши люди оказались вовлеченными в религиозные организации и группы. Основным методом этих обследований была избрана беседа и устный опрос верующих по заранее разрабо танной программе, с обязательным соблюде нием принципов добровольности, общечело веческого такта и уважения к религиозным чувствам верующих. Первые итоги таких обследований, обоб щенных автором на основе различных источ ников, дают следующую картину о проте стантских организациях и группах в Сибири. В настоящее время различные баптист ские, адвентистские, пятидесятнические, мен- нонитские и иеговистские общины и группы составляют, главным образом (от 60 до 80 процентов), люди пожилого и преклон ного возраста, по-прежнему среди них мно го женщин, преимущественно домохозяек. Общеобразовательный уровень подавляю щего большинства членов протестантских общин и групп очень низок. В пяти баптист ских общинах и группах, действующих на территории Алтайского края, насчитывается 40 процентов малограмотных, 50 процентов с образованием до 4 классов, 9,8 процен та — с образованием до 7 классов и толь ко 0,2 процента имеют среднее образование. Приблизительно такое же, соотношение и в других сибирских протестантских органи зациях и группах. Основная масса сектантов непосредствен но не занята общественно полезным трудом (престарелые, пенсионеры), а из числа ра ботающих преобладают люди неквалифици рованного труда (уборщицы, вахтеры, двор ники, сторожа, санитарки и т. п.). Собранные материалы показывают, на сколько изменился состав сектантских орга низаций. В 20—30-х годах в среде сектант ства руководящее положение занимали ку лаки и выходцы из числа бывших «приви легированных сословий» (буржуазии, поме щиков, торговцев и т. п.), они составляли актив и основу протестантских сект. Впрочем, и сейчас среди верующих встречаются «бывшие люди», ранее судимые за антигосударственную деятельность, а так же тунеядцы и проходимцы, которые зани маются не столько религиозной, сколько ан тиобщественной деятельностью. Социологические исследования подобного характера помогают партийным, профсоюз ным и другим массово-политическим и об щественным организациям правильно опре делить участки и группы населения, охва ченные религиозной идеологией, и основные направления, формы и методы научно-атеи стической работы в целом среди населения и отдельных верующих. К сожалению, вся эта работа еще не поставлена на подлинно научную основу. В системе институтов Сибирского отделения Академии наук СССР нет даже сектора, который мог бы объединить, скоординиро вать деятельность разрозненных сил атеи стической пропаганды, выработать научно обоснованную систему изучения религиозных влияний, обобщить опыт антирелигиозной пропаганды среди трудящихся. В борьбе с религиозной идеологией мы не имеем права занимать оборонительную позицию, только энергичное наступление обеспечит успех. А для этого нужно высту пать во всеоружии знаний и опыта, вы ступать широким фронтом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2