Сибирские огни, 1966, №5

многосемейным. Для этой цели выделяется специальный денежный фонд «доброй на­ дежды». Именно так сектанты-пятидесятники во­ влекли в свою группу в Новосибирске мно­ годетную мать Мищенко, одаривая ее одеж­ дой, обувью, продуктами, собранными среди верующих, а затем стали принуждать любы­ ми средствами вовлечь в секту мужа — ра­ бочего одного из новосибирских заводов. Для одурманивания и запугивания насе­ ления, особенно верующих, руководители сект нередко спекулируют на горе и несча­ стье людей. В 1960 году в городе Славго- роде (Алтайский край) от угарного газа по­ гибла одна семья. Баптист Радекоп сфото­ графировал умерших, размножил фотогра­ фии и, распространяя их среди школьников, заявлял: «Смотрите, смотрите, как бог на­ казывает своих грешников». Правда, сейчас методика вовлечения в секты молодежи, так сказать, осовремени­ вается, идет навстречу вкусам и интересам молодых людей. Сектанты нередко органи­ зуют массовые новогодние елки с играми и раздачей подарков, моления на лоне приро­ ды, хоровые кружки, специальные детские и молодежные струнные оркестры, так на­ зываемые «вечера любви» и т. п. Часто на собраниях верующих исполняются стихи и псалмы религиозного содержания на моти­ вы популярных советских, народных и ре­ волюционных песен. Загадываются загадки религиозного содержания, нередко провока­ ционные вопросы. Подобные вечера часто устраиваются в Новосибирске на квартирах баптистов А. Саюшкина, братьев Жеребнен- ко, сестер Федосовых. Сибирское протестантское сектанство, так же как и сектантство в других районах на­ шей страны, постепенно отмирает. Однако это отнюдь не значит, что нам можно успокоиться, предоставить возможность сектантству отмирать естественным путем и свернуть всю антирелигиозную работу сре­ ди населения. Наоборот, сейчас особенно остра необходимость самой действенной борьбы с идеологией сектантства в нашей стране. Начиная с 'I960 года в Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске, Кемерове, Бар­ науле и других городах Сибири из баптист­ ских общин стали выделяться и быстро расти группы «ортодоксальных», или, как они се­ бя называют, «инициативных», сектантов. Эти группы создают на местах свои «орг­ комитеты» и под видом борьбы за «чистоту религиозной идеологии» призывают не при­ знавать советского законодательства о ре­ лигиозных культах, нарушая Конституцию СССР, направлять в адреса правительствен­ ных и других центральных учреждений страны жалобы с требованием неограничен­ ного расширения сект за счет молодежи и детей. Попутно эти «ортодоксы» занимают­ ся сбором клеветнической информации о по­ ложении верующих в Советском Союзе и пытаются передать ее за границу через ино­ странных туристов. Такой деятельностью в Новосибирске, например, занимаются про­ поведники сектантства Петр Бородинов, В а­ силий Жеребненко, Петр Горбачев, Виталин Костромитинов и другие. В ряде адвентистских, баптистских и дру­ гих сектантских общин за последние годы появились новые грамотные проповедники, такие как учительница музыки Гончар, ин­ женеры Власенко и Поберей, врач Соколова, выросшие в семьях верующих. Они встали на путь «научной» модернизации и приспо­ собленчества идеологии протестантизма к современным условиям, совершенствуют ре­ лигиозные проповеди, сочиняют новые стихи и музыку на библейскую тематику, украша­ ют сектантские обряды и другое. С их по­ мощью сектантам удается и в наши дни вер­ бовать в ряды своих приверженцев молодых людей из рабочих, учащихся школ и сту­ дентов. В ходе построения социалистического об­ щества у нас была ликвидирована главная основа существования всякой религии — ча­ стная собственность и эксплуатация чело­ века человеком. Марксистско-ленинская фи­ лософия — диалектический материализм — одержала полную победу над идеализмом — мировоззренческой опорой всякой религии. Тем самым в СССР были подорваны глубокие социальные корни религии, но еще не исчезли окончательно причины для су­ ществования религиозных предрассудков. Анализ имеющихся материалов показы­ вает, что в Сибири, как и в целом по Со­ ветскому Союзу, религиозные верования су­ ществуют в силу живучести религиозных пережитков, в силу привычки и традиций, передаваемых людьми пожилого и преклон­ ного возраста из поколения в поколение. В Новосибирской общине евангельских христиан-баптистов, насчитывающей 141^ последователей, три четверти состава явля­ ются людьми, связанными между собой раз­ личными родственными узами. Такая же кар­ тина наблюдается и в других сектантских общинах Сибири. Причем абсолютное боль­ шинство верующих при опросе заявляет, что были вовлечены в общину своими родствен­ никами и, главным образом, людьми стар­ шего поколения, составляющими в общинах около 80' процентов. Несомненно, большое влияние на сохра­ нение религиозных пережитков в сознании верующих оказывает и идеологическая ди­ версия международного империализма про­ тив СССР через зарубежные протестантские центры. Почти вся религиозная литература кустарного изготовления, распространяю­ щаяся иеговистами и меннонитами в Иркут­ ской, Томской и других областях Сибири, является перепечаткой американских, за­ падногерманских, канадских и других зару­ бежных изданий. Засылаются они в СССР через иностранных туристов или переправ­ ляются из-за границы в адреса советских людей. Однако и в настоящее время в Сибири действует свыше 300 местных проповедни­ ков протестантских организаций и групп,ко­ торые в общей сложности ежемесячно про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2