Сибирские огни, 1966, №5

В 1952 году «Краевому бюро», наряду с иеговистскими группами на Украине и в дру­ гих местах СССР, подчинялись и -так назы­ ваемые «самостоятельные группы» в Том­ ской, Кемеровской, Иркутской и других областях Сибири. Воспитывая религиозный фанатизм членов секты, «Краевое бюро» пи­ сало в своей печати о том, что «высылка с Украины в отдаленные районы Сибири ак­ тивных участников подполья не есть ре­ прессия, так как эти лица были избраны бо­ гом для распространения иеговистского ве­ роучения в восточных областях СССР и всех высланных надо рассматривать, как ге- роев-миссионеров». В 1956— 1957 годах при раскрытии иего­ вистского подполья в Молдавской ССР бы­ ла выявлена одна из его руководительниц Е. В. Трестьян. Она поддерживала связь с иеговистами Томской, Курганской и Мага­ данской областей, а также Казахской ССР и Коми АССР, регулярно высылала им сек­ тантскую литературу и получала от них от­ четы о результатах работы. В это же время в Иркутской области была разыскана и осуждена находившаяся на нелегальном положении с 1952 года Д . Я. Резник, возглавлявшая деятельность иеговистов непосредственно в Сибири. Рез­ ник собственноручно размножала и распро­ страняла иеговис.тскую литературу среди сибирских сектантов. Судебные процессы над отдельными наи­ более опасными антисоветски настроенными иеговистами в Алтайском крае, Иркутской, Томской, Куйбышевской и других областях показали, что некоторые иеговистские во­ жаки не раз судились за подрывную рабо­ ту и, отбыв наказание, снова продолжали свою деятельность уже в других местах, особенно стремясь осесть в Сибири. В 1955 году один из руководителей не­ легального «Краевого бюро» в СССР П. Г. Зятек, освободившись из заключения, не стал возвращаться на Украину, а пере­ шел на нелегальное положение и организо­ вал в Иркутской области «Краевое бюро» по руководству иеговистами Западной и Восточной Сибири, Средней Азии и некото­ рых областей и автономных республик, вхо­ дящих в Российскую федерацию. Затем установил связь через польских иеговистов с Всемирным центром в Америке, создал не­ легальную типографию в Иркутской обла­ сти и стал издавать антисоветскую литера­ туру, за что, разумеется, снова получил по заслугам. Не менее активно занимались антиобще­ ственной деятельностью и другие секты — пятидесятники, меннониты. Так, в 1953 го­ ду в селе Аполлоновка Омской области ру­ ководители пятидесятнической группы по­ ставили .своей целью оторвать молодежь от комсомола, а детей — от пионерской орга­ низации. Они запрещали верующим посе­ щать культурно-просветительные учрежде­ ния. Под их влиянием отдельные комсо­ мольцы села вернули свои комсомольские билеты в организации. Некоторые меннонитские проповедники, используя свои связи среди сектантов в на­ шей стране и за границей, пытались широко развернуть религиозную деятельность. «Все­ мирная меннонитская конференция» и все­ возможные меннонитские комитеты начали засылать в нашу страну из США, Канады и ФРГ по почтовым каналам, через род­ ственников сектантскую литературу и пе­ риодические издания. В октябре 1956 года Советский Союз по­ сетили, как туристы, президент «Всемирной меннонитской конференции» Бендер и член миссионерского комитета канадский пропо­ ведник Винс, а позже, в 1958 году,— быв­ ший генеральный секретарь той же конфе­ ренции Миллер. Впоследствии выяснилось, что эти лица, злоупотребив гостеприимством советского народа, преследовали далеко не туристские цели. Свободно разъезжая по городам нашей страны, они встречались с меннонитским активом и ориентировали его на необходимость легализации меннонитских групп. Рекомендовали создавать видимость присоединения меннонцтов к баптистам, чтобы таким образом добиваться от мест­ ных органов власти регистрации меннонит­ ских общин под видом баптистских. После отъезда этих «туристов» местные сектанты развиди бурную деятельность, про­ водя нелегальные собрания и обсуждая спо­ собы легализации враждебных меннонитских групп в Советском Союзе, создания руко­ водящего центра и объединения меннони- тов, баптистов и других сектантов, имею­ щихся среди немецкого населения, в единую секту. / В ряде мест прошли массовые сектант­ ские собрания и массовые крещения вновь • вовлеченных членов сект. Особенно усили­ лась работа служителей культов среди сту­ дентов и школьников старших классов. Бы­ ли попытки создать специальные «воскрес­ ные школы» для детей верующих; молодых сектантов настраивали враждебно к выпол­ нению своего гражданского долга— службе в армии и т. п. Руководящие круги зарубежных сек­ тантских организаций и центров и в после­ дующие годы, раздувая за границей клевет­ нические кампании о якобы имеющих место гонениях на религию и религиозные органи­ зации в СССР, требуют от своих последо­ вателе^ в нашей стране активизации дея­ тельности сект, открытия явочным порядком новых молитвенных домов, тайного издания и распространения среди населения реак­ ционной литературы. И, разумеется, нахо­ дят единомышленников среди отдельных приверженцев сектантства. В 1959— 1960 годах в Сибири "появился бывший председатель Всесоюзного совета адвентистов 7-го дня Павел Мацанов, кото­ рый стал претендовать на должность руко­ водителя всех адвентистских общин и групп, действующих на территории от Урала до Тихого океана. Он привез с собой в Ново­ сибирск сотни антисоветских сектантских книг и журналов, два больших ящика маг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2