Сибирские огни, 1966, №5

ность и ханжество... рабство, какого не зна­ ла даже царская Россия. Непрестанный нажим на совесть и душу — вот вам основ­ ные черты жизни в Канаде...»1. Но главным направлением и содержани­ ем сектантской деятельности в Сибири до 1929— 1930 годов оставалось «расширение своего влияния в массах путем приспособ­ лений христианского учения к современно­ сти, обманного использования лозунгов, близких рабочему классу и крестьянству («братство и мир народов», «помощь бедно­ те», «коллективизация», «борьба за культу­ ру» и пр.), для непротивленческой и враж­ дебной рабочему классу пропаганды... Популярность этих лозунгов помогла ор­ ганизаторам и проповедникам сектантства вовлечь в общины большую массу людей. В это время в Сибири действовало 15 сект, 400 сектантских общин, насчитывающих в общей сложности до 30 тысяч верующих, в том числе последователей протестантиз­ ма — 21 570 человек2. Однако ликвидация кулачества, как класса, на основе сплошной коллективиза­ ции сельского хозяйства подорвала основы и надежды сектантов на реставрацию капи­ тализма в нашей стране. Успехи коллекти­ визации сельского хозяйства многим рядо­ вым верующим раскрыли глаза на буржу­ азную сущность идеологии протестантизма. В этот период значительно сократилась деятельность сектантских общин и групп, поредели ряды евангелистов, баптистов, ад­ вентистов. По мере развития и роста нашего социа­ листического хозяйства и улучшения благо­ состояния народа распад сектантских общин и групп продолжался. К 40-м годам число членов в протестантских сектах Сибири со­ кратилось до 4700, а такая крупная органи­ зация, как Новосибирская баптистская об­ щина, ранее насчитывавшая до 2000 чело­ век, к 1941 году сократилась до 260. Закономерный процесс распада не только протестантских, но и всяких других рели­ гиозных организаций приостановился в свя­ зи с войной Советского государства против фашистской Германии. Больше того, в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы наблюдалось оживление в деятельности некоторых сект. Проте­ стантские организации Сибири снова резко возросли и к 1952— 1953 гг. насчитывали в своем составе около 11 000 последователей. В военное время секты евангелистов, баптистов, адвентистов 7-го дня, иеговистов, пятидесятников, меннонитов и всякие дру­ гие активизировали свою деятельность, осо­ бенно на временно оккупированной гитле­ ровскими войсками территории СССР. В глубинных районах нашей Родины, в частности в Сибири, руководители сект ис­ пользовали патриотические настроения ве­ рующих в своих интересах. Они выпускали специальные послания с призывами активно 1 «Безбожник», № 22, 1930, 20 апреля. 2 По материалам Сибирского союза безбож­ ников за 1929— 1930 гг.. включаться в борьбу с гитлеровскими окку­ пантами, проводили сбор средств в фонд помощи Советской Армии, молились за «благополучие Советского правительства», «о даровании богом победы советским вой­ скам» и т. п. Разумеется, все это делалось не из чув­ ства преданности своему отечеству и наро­ ду, а в целях приспособления к обстановке и расширения своего влияния на рядовых верующих, привлечения новых последовате­ лей. Религиозная деятельность сектантов была облегчена и тем, что ранее действо­ вавшие ограничения в отношении сектант­ ства были преждевременно сняты. Вдохновители и организаторы зарубеж­ ных религиозных центров, вынашивая пла­ ны широкого религиозного наступления на СССР, стали создавать в странах Запада специальные школы и курсы по подготовке миссионеров из числа советских граждан, оказавшихся там на положении перемещен­ ных лиц, а затем засылать их на террито­ рию СССР, для создания в нашей стране нелегальных сектантских организаций и групп. Такую подготовку прошли на Западе активно действовавшие в Сибири до 1962 го­ да проповедники Г. Белоцерковский (бап­ тист), Я. Эзау (меннонит), И. Нейфельд (меннонит), Н. Цыба (иеговист), П. Маца- нов (адвентист) и другие. Еще в начале Великой Отечественной войны руководитель Всемирного центра ие­ говистов в Америке Д. Рутерфорд призывал иеговистов, невзирая на возможные репрес­ сии со стороны Советской власти, усилить пропаганду иеговистского «учения» в стране. В 1947 году Всемирный центр иеговистов, пытаясь любыми средствами активизировать ’ вражескую деятельность религиозного под­ полья в нашей стране, в своей инструкции руководителю «Краевого бюро» иеговистов СССР Н. Цыбе рекомендовал: «На судеб­ ных процессах братья должны защищаться таким образом, чтобы их показания служи­ ли примером стойкости делу Иеговы и пре­ вращать судебный процесс в трибуну про­ паганды дел организации. В трудных усло­ виях защиты брать всю вину на себя, лишь бы не привести к аресту других лиц, а вооб­ ще братья не- должны сознаваться в совер­ шенных проступках. Нельзя принимать су­ дебного приговора и в каждом случае выно­ сить аппеляционные жалобы, не жалея на это средств и применяя клевету». До 1951 года Всемирный центр осуще­ ствлял руководство иеговистским подполь­ ем в СССР через «Восточно-европейские бюро» иеговистов в Польше, которое было разгромлено самим польским народом. По­ этому вожакам Всемирного центра иегови­ стов пришлось создавать нелегальное «Крае­ вое бюро» во Львове. Во главе «бюро» был поставлен матерый враг Советской власти Н. Цыба, который за несколько лет до этого прибыл в СССР в порядке реэмиграции из Польши, перешел на нелегальное положение и активно проводил среди верующих враж­ дебную работу против нашего государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2