Сибирские огни, 1966, №5
ность и ханжество... рабство, какого не зна ла даже царская Россия. Непрестанный нажим на совесть и душу — вот вам основ ные черты жизни в Канаде...»1. Но главным направлением и содержани ем сектантской деятельности в Сибири до 1929— 1930 годов оставалось «расширение своего влияния в массах путем приспособ лений христианского учения к современно сти, обманного использования лозунгов, близких рабочему классу и крестьянству («братство и мир народов», «помощь бедно те», «коллективизация», «борьба за культу ру» и пр.), для непротивленческой и враж дебной рабочему классу пропаганды... Популярность этих лозунгов помогла ор ганизаторам и проповедникам сектантства вовлечь в общины большую массу людей. В это время в Сибири действовало 15 сект, 400 сектантских общин, насчитывающих в общей сложности до 30 тысяч верующих, в том числе последователей протестантиз ма — 21 570 человек2. Однако ликвидация кулачества, как класса, на основе сплошной коллективиза ции сельского хозяйства подорвала основы и надежды сектантов на реставрацию капи тализма в нашей стране. Успехи коллекти визации сельского хозяйства многим рядо вым верующим раскрыли глаза на буржу азную сущность идеологии протестантизма. В этот период значительно сократилась деятельность сектантских общин и групп, поредели ряды евангелистов, баптистов, ад вентистов. По мере развития и роста нашего социа листического хозяйства и улучшения благо состояния народа распад сектантских общин и групп продолжался. К 40-м годам число членов в протестантских сектах Сибири со кратилось до 4700, а такая крупная органи зация, как Новосибирская баптистская об щина, ранее насчитывавшая до 2000 чело век, к 1941 году сократилась до 260. Закономерный процесс распада не только протестантских, но и всяких других рели гиозных организаций приостановился в свя зи с войной Советского государства против фашистской Германии. Больше того, в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы наблюдалось оживление в деятельности некоторых сект. Проте стантские организации Сибири снова резко возросли и к 1952— 1953 гг. насчитывали в своем составе около 11 000 последователей. В военное время секты евангелистов, баптистов, адвентистов 7-го дня, иеговистов, пятидесятников, меннонитов и всякие дру гие активизировали свою деятельность, осо бенно на временно оккупированной гитле ровскими войсками территории СССР. В глубинных районах нашей Родины, в частности в Сибири, руководители сект ис пользовали патриотические настроения ве рующих в своих интересах. Они выпускали специальные послания с призывами активно 1 «Безбожник», № 22, 1930, 20 апреля. 2 По материалам Сибирского союза безбож ников за 1929— 1930 гг.. включаться в борьбу с гитлеровскими окку пантами, проводили сбор средств в фонд помощи Советской Армии, молились за «благополучие Советского правительства», «о даровании богом победы советским вой скам» и т. п. Разумеется, все это делалось не из чув ства преданности своему отечеству и наро ду, а в целях приспособления к обстановке и расширения своего влияния на рядовых верующих, привлечения новых последовате лей. Религиозная деятельность сектантов была облегчена и тем, что ранее действо вавшие ограничения в отношении сектант ства были преждевременно сняты. Вдохновители и организаторы зарубеж ных религиозных центров, вынашивая пла ны широкого религиозного наступления на СССР, стали создавать в странах Запада специальные школы и курсы по подготовке миссионеров из числа советских граждан, оказавшихся там на положении перемещен ных лиц, а затем засылать их на террито рию СССР, для создания в нашей стране нелегальных сектантских организаций и групп. Такую подготовку прошли на Западе активно действовавшие в Сибири до 1962 го да проповедники Г. Белоцерковский (бап тист), Я. Эзау (меннонит), И. Нейфельд (меннонит), Н. Цыба (иеговист), П. Маца- нов (адвентист) и другие. Еще в начале Великой Отечественной войны руководитель Всемирного центра ие говистов в Америке Д. Рутерфорд призывал иеговистов, невзирая на возможные репрес сии со стороны Советской власти, усилить пропаганду иеговистского «учения» в стране. В 1947 году Всемирный центр иеговистов, пытаясь любыми средствами активизировать ’ вражескую деятельность религиозного под полья в нашей стране, в своей инструкции руководителю «Краевого бюро» иеговистов СССР Н. Цыбе рекомендовал: «На судеб ных процессах братья должны защищаться таким образом, чтобы их показания служи ли примером стойкости делу Иеговы и пре вращать судебный процесс в трибуну про паганды дел организации. В трудных усло виях защиты брать всю вину на себя, лишь бы не привести к аресту других лиц, а вооб ще братья не- должны сознаваться в совер шенных проступках. Нельзя принимать су дебного приговора и в каждом случае выно сить аппеляционные жалобы, не жалея на это средств и применяя клевету». До 1951 года Всемирный центр осуще ствлял руководство иеговистским подполь ем в СССР через «Восточно-европейские бюро» иеговистов в Польше, которое было разгромлено самим польским народом. По этому вожакам Всемирного центра иегови стов пришлось создавать нелегальное «Крае вое бюро» во Львове. Во главе «бюро» был поставлен матерый враг Советской власти Н. Цыба, который за несколько лет до этого прибыл в СССР в порядке реэмиграции из Польши, перешел на нелегальное положение и активно проводил среди верующих враж дебную работу против нашего государства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2