Сибирские огни, 1966, №5

После провала надежд на буржуазное перерождение Советской власти в годы нэпа руководящая верхушка сектантства с осо­ бой ненавистью обрушилась на мероприятия Коммунистической партии и Советского пра­ вительства по развитию промышленности и сельского хозяйства. В эти годы кулаки- сектанты, используя экономические трудно­ сти и религиозные чувства верующей бедно­ ты, пытались направить ее во враждебный Советской власти лагерь. Так, например, ку- лаки-мсннониты организовали в Сибири с помощью американской агентуры так назы­ ваемое Омское сельскохозяйственное обще­ ство с рядом отделений в различных городах и селах. Руководители отделений этого об­ щества не только нещадно эксплуатировали немецкую бедноту, но и провоцировали ее на совершение различных преступлений про­ тив Советского государства. Правда, уже в те годы разъяснительная пропаганда большевиков оказывала суще­ ственное влияние на сектантские массы. Верующие из числа рабочих и деревенской бедноты стали разгадывать враждебные за­ мыслы главарей сектантства и отходить от религии, оказывая все более активную под­ держку Советской власти. Вот тогда-то во­ жакам сибирского сектантства и пришлось задуматься над тем, как уберечь свою «паст­ ву». В 1924— 1926 годах организаторы сек­ тантства стали созывать съезды баптистов, евангелистов, адвентистов и принимать на этих съездах всяческие заявления и послач ния о «признании» Советской власти. Однако такое «признание», как заявляли сами же идеологи сектантства в своей ли­ стовке «Письмо к одному другу и брату»1, было в действительности не чем иным, как простым тактическим маневром, ничего не менявшим, с принципиальной точки зрения, в отношении сектантских верхов к основам советского государственного и общественно­ го устройства. Ратуя с трибуны за «полное сочувствие всем лозунгам Советской вла­ сти», на практике сектанты продолжали проводить антисоветскую агитацию и пропа­ ганду. Реакционная сущность сектантства осо­ бенно остро проявилась в период коллекти­ визации и ликвидации кулачества, как клас­ са. Поддерживая кулаков и выступая против коллективизации сельского хозяйства, враж­ дебные элементы из среды сектантов про­ бирались к руководству колхозным хозяй­ ством и вели изнутри подрывную деятель­ ность, тем самым дискредитируя и ослабляя колхозное строительство в стране. Из сообщений Сибирского союза безбож­ ников известны факты, когда баптисты сры­ вали некоторые наши политические кампании. Например, при перевыборах сельских Сове­ тов они подкупали батраков, чтобы те голо­ совали за баптистов в члены сельсоветов. Таким путем в 1925 году в селе Жарико- во Амурской области председателем сельсо­ вета стал активный сектант, проповедник 1 «Совпеменное сектантство». М „ 1961, стр. 27, Макшанов. А в селе Андреевка Благовещен­ ского уезда сектантам удалось избрать «со­ вет избы-читальни из представителей бапти­ стов, духоборов, молокан и др., в резуль­ тате чего Уисполкому и пришлось его разо­ гнать, так как он вместо культработы пре­ подавал религию»1. Сектантские дельцы начали создавать свои коллективные кустарные и сельскохо­ зяйственные объединения из верующих, пы­ таясь оторвать и обособить бедняцкую часть сектантства от общенародного движе­ ния советского крестьянства за коллективи­ зацию сельского хозяйства, использовать эти объединения для создания буржуазных коо­ перативных хозяйств. В селе Скорютино Щегловского района Кузнецкого округа евангелисты, чтобы скрыть кулаков от раскулачивания, создали с их помощью семеноводческое машинное товарищество «Виноградник». В этом обще­ стве, внешне построенном на демократиче­ ских началах, все производственные собра­ ния сектантов проводились «на основании Евангелия», начинались и кончались пением религиозных псалмов. Однако когда дело доходило до дележа прибылей, то большая часть их доставалась кулакам по принципу: кто больше внес в товарищество матери­ альных ценностей, тот больше и получает. Сектанты не всегда действовали замаски­ рованно, иногда они рисковали вступать в открытую борьбу против Коммунистической партии и Советского правительства. Вот, например, как рассматривали свою деятель­ ность сами проповедники меннонитов. «Как и все остальные проповедники,— пи­ сал бывший меннонитский проповедник в Славгородском округе Алтайского края Гергард Исаак, впоследствии порвавший связь с религией,— я, под видом проповеди слова божия, по заданиям старших менно- нитских руководителей, получающих соот­ ветствующие задания от зарубежных менно- нитских организаций,; в частности от менно- нитской организации в Канаде,— проводил агитацию против вступления немцев-колони- стов в колхозы и службы в Советской Ар­ мии, как противоречащих меннонитской ве­ ре, против хлебозаготовок и за... препода­ вание «закона божия» в школах2. В каче­ стве протеста против мероприятий Советской власти сектанты усиленно рекомендовали массовый выезд немцев-меннонитов в Ка­ наду. Поддавшись этой агитации, лица немец­ кой национальности попадали за границей в тяжелое положение и в большинстве своем влачили жалкое существование. «Страна бедности и эксплуататорского строя,— писал о Канаде меннонит эмигрант Леткеман,— внешний лоск, богатство вер­ хушки — и ужасающая нищета безработ­ ных; великое множество церквей и благо­ творительных обществ, а рядом — преступ­ 1 Из архивных документов Благовещенского облисполкома за январь 1925 г. 2 «Безбожник», № 21, 1930, 5 апреля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2