Сибирские огни, 1966, №5
После провала надежд на буржуазное перерождение Советской власти в годы нэпа руководящая верхушка сектантства с осо бой ненавистью обрушилась на мероприятия Коммунистической партии и Советского пра вительства по развитию промышленности и сельского хозяйства. В эти годы кулаки- сектанты, используя экономические трудно сти и религиозные чувства верующей бедно ты, пытались направить ее во враждебный Советской власти лагерь. Так, например, ку- лаки-мсннониты организовали в Сибири с помощью американской агентуры так назы ваемое Омское сельскохозяйственное обще ство с рядом отделений в различных городах и селах. Руководители отделений этого об щества не только нещадно эксплуатировали немецкую бедноту, но и провоцировали ее на совершение различных преступлений про тив Советского государства. Правда, уже в те годы разъяснительная пропаганда большевиков оказывала суще ственное влияние на сектантские массы. Верующие из числа рабочих и деревенской бедноты стали разгадывать враждебные за мыслы главарей сектантства и отходить от религии, оказывая все более активную под держку Советской власти. Вот тогда-то во жакам сибирского сектантства и пришлось задуматься над тем, как уберечь свою «паст ву». В 1924— 1926 годах организаторы сек тантства стали созывать съезды баптистов, евангелистов, адвентистов и принимать на этих съездах всяческие заявления и послач ния о «признании» Советской власти. Однако такое «признание», как заявляли сами же идеологи сектантства в своей ли стовке «Письмо к одному другу и брату»1, было в действительности не чем иным, как простым тактическим маневром, ничего не менявшим, с принципиальной точки зрения, в отношении сектантских верхов к основам советского государственного и общественно го устройства. Ратуя с трибуны за «полное сочувствие всем лозунгам Советской вла сти», на практике сектанты продолжали проводить антисоветскую агитацию и пропа ганду. Реакционная сущность сектантства осо бенно остро проявилась в период коллекти визации и ликвидации кулачества, как клас са. Поддерживая кулаков и выступая против коллективизации сельского хозяйства, враж дебные элементы из среды сектантов про бирались к руководству колхозным хозяй ством и вели изнутри подрывную деятель ность, тем самым дискредитируя и ослабляя колхозное строительство в стране. Из сообщений Сибирского союза безбож ников известны факты, когда баптисты сры вали некоторые наши политические кампании. Например, при перевыборах сельских Сове тов они подкупали батраков, чтобы те голо совали за баптистов в члены сельсоветов. Таким путем в 1925 году в селе Жарико- во Амурской области председателем сельсо вета стал активный сектант, проповедник 1 «Совпеменное сектантство». М „ 1961, стр. 27, Макшанов. А в селе Андреевка Благовещен ского уезда сектантам удалось избрать «со вет избы-читальни из представителей бапти стов, духоборов, молокан и др., в резуль тате чего Уисполкому и пришлось его разо гнать, так как он вместо культработы пре подавал религию»1. Сектантские дельцы начали создавать свои коллективные кустарные и сельскохо зяйственные объединения из верующих, пы таясь оторвать и обособить бедняцкую часть сектантства от общенародного движе ния советского крестьянства за коллективи зацию сельского хозяйства, использовать эти объединения для создания буржуазных коо перативных хозяйств. В селе Скорютино Щегловского района Кузнецкого округа евангелисты, чтобы скрыть кулаков от раскулачивания, создали с их помощью семеноводческое машинное товарищество «Виноградник». В этом обще стве, внешне построенном на демократиче ских началах, все производственные собра ния сектантов проводились «на основании Евангелия», начинались и кончались пением религиозных псалмов. Однако когда дело доходило до дележа прибылей, то большая часть их доставалась кулакам по принципу: кто больше внес в товарищество матери альных ценностей, тот больше и получает. Сектанты не всегда действовали замаски рованно, иногда они рисковали вступать в открытую борьбу против Коммунистической партии и Советского правительства. Вот, например, как рассматривали свою деятель ность сами проповедники меннонитов. «Как и все остальные проповедники,— пи сал бывший меннонитский проповедник в Славгородском округе Алтайского края Гергард Исаак, впоследствии порвавший связь с религией,— я, под видом проповеди слова божия, по заданиям старших менно- нитских руководителей, получающих соот ветствующие задания от зарубежных менно- нитских организаций,; в частности от менно- нитской организации в Канаде,— проводил агитацию против вступления немцев-колони- стов в колхозы и службы в Советской Ар мии, как противоречащих меннонитской ве ре, против хлебозаготовок и за... препода вание «закона божия» в школах2. В каче стве протеста против мероприятий Советской власти сектанты усиленно рекомендовали массовый выезд немцев-меннонитов в Ка наду. Поддавшись этой агитации, лица немец кой национальности попадали за границей в тяжелое положение и в большинстве своем влачили жалкое существование. «Страна бедности и эксплуататорского строя,— писал о Канаде меннонит эмигрант Леткеман,— внешний лоск, богатство вер хушки — и ужасающая нищета безработ ных; великое множество церквей и благо творительных обществ, а рядом — преступ 1 Из архивных документов Благовещенского облисполкома за январь 1925 г. 2 «Безбожник», № 21, 1930, 5 апреля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2