Сибирские огни, 1966, №5
тивным средством овладения рынками. Па тентование определенных видов промыш ленной продукции позволяет патентовла дельцу устанавливать монопольные цены, поскольку в этом случае никто другой не имеет возможности реализовать данную продукцию. Американская фирма «Митчел компани», запатентовав в Канаде аппарату ру для автоматического контроля пневмати ческой почты, поставляла ее по цене от 36 до 46 долларов за комплект при себестоимо сти 10 долларов. Особенно широко фирмы развитых капи талистических стран используют патентную систему для поддержания монопольно вы соких цен и выжимания дополнительной прибыли за счет этого в странах Азии, Аф рики, Латинской Америки. В период промышленного капитализма патентная система играла в целом положи тельную роль, поскольку она способствова ла развитию техники и поощряла деятель ность изобретателей. Однако в эпоху империализма решающее значение приобретают те черты патентной системы, которые характеризуют ее капи талистическую сущность: исключительное право на изобретение используется капита листическими фирмами для подавления сво их конкурентов, овладения рынками сбыта и установления на них монопольных цен. Патентное законодательство все в большей степени становится тормозом на пути тех нического прогресса, поскольку внедрение новой техники при наличии монополии в области производства и сбыта во многих случаях не отвечает интересам капитали стов. Американская компания «Висконсин алюмни рисеч фаудейшн», представляющая интересы молочных королей штата, приоб рела патенты профессора Стинбока на про изводство витамина «Д» из маргарина единственно с тем, чтобы... задержать раз витие производства маргарина. Таким же путем в США в послевоенные годы было искусственно задержано внедрение флюорес центных ламп, угольных комбайнов, ряда пластмасс, газонаполненного кабеля и неко торых других изобретений. Аналогичные примеры можно привести из практики и других капиталистических стран. В послевоенные годы резко затруднился экспорт товаров, на пути его возникает все больще препятствий в виде таможенных и страховых сборов, высоких транспортных издержек и внутренних налогов. Все это в конечном счете значительно снижает эконо мическую эффективность экспорта или даже делает его убыточным. По данным Нацио нальной промышленной конференции США, из 192 проанализированных случаев сбыт товаров в Западную Европу оказался убы точным в 85 случаях. Не лучше обстоит де ло и с Азией. Экспорт американского грузо вого автомобиля в Японию, например, обхо дится в два с половиной раза дороже его производства на месте по американским па тентам. Аналогичная тенденция имеет место и в отношении экспорта капитала. В националь ные законодательства^многих стран в после военные годы внесены положения, ограни чивающие иностранные инвестиции (капи таловложения), особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Создание но вых предприятий и фирм, инвестируемых иностранцами, происходит в обстановке воз растающей конкуренции национальной бур жуазии. В условиях затрудненного сбыта товаров и ограниченного экспорта капитала в ряде случаев гораздо выгоднее переуступить па тент или, что теперь все чаще практикуется, выдать на него лицензию. Под лицензией понимают соглашение, по которому владе лец какого-либо объекта промышленной соб ственности (лицензиар) выдает разрешение другому лицу (лицензиату) использовать за определенное вознаграждение и в опре деленных пределах данный объект. Развитию торговли лицензиями способ ствует также современный характер произ водства и уровень развития техники. Совре менное производство включает в себя боль шое количество разнообразных машин и технологических процессов, защищенных комплексом («блоком») патентов, принадле жащих обычно разным патентовладельцам. Поэтому организация нового производства требует прежде всего сосредоточения всего «блока» патентов в руках одной фирмы. В этой ситуации происходит дальнейшая «товаризация» патентов и воплощенных в них изобретений, правовый режим пере уступки объектов промышленной собствен ности или выдачи на них лицензий уже поч ти ничем не отличается от продажи то варов. Предметом лицензии могут быть все ви ды промышленной собственности: изобре тения, промышленные образцы и даже то варные знаки. Известны случаи, когда фирмы, продукция которых хорошо заре комендовала себя у потребителей, выдавали лицензии на свой товарный знак фирмам, выпускающим продукцию более низкого качества. Наиболее широкое распространение полу чили лицензии на изобретения. Последние могут выдаваться- как на само изобрете ние, так и на патент, либо на то и другое вместе. Чаще всего предметом лицензии являет ся и патент и воплощенное в нем изобре тение. При современном уровне развития техники изобретение трудно осуществить только на основании краткого описания, публикуемого патентным ведомством. Поэ тому лицензионное соглашение обычнб пре дусматривает, наряду с передачей формаль ного права использовать изобретение, пере дачу технической документации, образцов продукции, оказание технической помощи в налаживании производства. Иногда согла шение включает также поставку оборудо вания и сырья, необходимых для организа ции производства. 9 Сибирские огни № 5 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2