Сибирские огни, 1966, №5
А какого цвета мячик? — Это не имеет значения... Пусть красный. — Не знаю,— ответил я. — Ну ладно, не надо,— ласково сказала товарищ Маша. В это время к нам подошел мужчина с бородкой. Он протянул ей большой букет сирени. Товарищ Маша почему-то очень обрадовалась и смутилась. — Иди, отдохни минут десять,— сказала она мне. Я вышел во двор. Ходил по асфальтовой дорожке и думал о това рище Маше. Должно быть, она самая красивая девушка на всей зем ле. Мне хотелось быть страшно умным и ученым, чтобы я умел ответить ка любые вопросы товарища Маши. Она стала бы спрашивать меня, а я отвечал бы быстро, как из пулемета. Тогда она пошла бы, привела мужчину с бородкой и сказала: Его нечего спрашивать. Он знает все на свете. И большие глаза мужчины с бородкой стали бы от изумления еще ■больше. И вдруг я испугался, что товарищ Маша не дождется меня, уйдет куда-нибудь и меня поручат другой студентке. Я поспешил вернуться. Мужчины с бородкой уже не было, а букет сирени лежал перед това рищем Машей на столе. Она снова стала спрашивать меня и записы вать. Все, что она спрашивала, было нетрудно и даже интересно, и, может быть, я отвечал бы неплохо, если бы товарищ Маша не была такой красивой и если бы от нее так не пахло духами. Я чувствовал, как краснею, лоб мой покрывается испариной, а она видела мое сму щение, старалась быть приветливой, но от этого мне было еще хуже. Вскоре испытания закончились и нас отпустили. Домой мы шли уже не парами, а как придется. И всю дорогу я думал об одном и том же: как плохо отвечал я товарищу Маше, и было очень обидно. Потом мы не раз ходили в университет, но я попадал не к Маше, л к другим студенткам. Впрочем, она не забывала меня и, встречая, каждый раз приветливо здоровалась. К концу учебного года мы знали, что такое психоанализ, и при ходили в университет как свои люди. Студенты частенько, не обращая на нас внимания, обсуждали результаты испытаний. Они считали нас маленькими и думали, что мы ничего не понимаем, но мы понимали, что надо и что не надо. Так, мы знали теперь, что человек с бородкой это профессор педологии Ивин, что листки с вопросами называются тестами, что у всех нас сейчас происходит половое созревание и отсюда наша нервность и неуравновешенность, что вопросы нам задают, чтобы определить наши способности. Теперь почти каждый из нас точно знал степень своего умственного развития. Так, например, Витька Бутузов показывал развитие восемнадцатилетнего, хотя ему было только один надцать Я хотел догнать его, но мне не повезло. Меня спросили, что такое революция,— я рассказал, а потом спросили, что такое эволюция, и я спутал ее с валютой, а валюта, это я знал, деньги, и я понес что-то несусветное, и на этом мое умственное развитие, достигнув отметки четырнадцать, остановилось. А вот Женькино развитие как раз соответствовало его возрасту. Конечно, это было стыдно, и он скрывал, что отстал от нас, но мы под смотрели в записи студентов и узнали правду. Самой глупой в классе оказалась Вера Веденяпина, но это объяснялось тем, что у нее были П° ЛИКооме того, мы узнали, что в умственном развитии важную роль играет наследственность. Теперь ясно стало, почему Ваня Спицын имеет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2