Сибирские огни, 1966, №5
В школе Женька не завтракал. Он приносил в кармане ломоть чер ного хлеба да иногда кусок или два сахару. Но чаще всего он приносил воблу, несколько вяленых мелких рыбешек с отломанными головами. Происхождение этих рыбешек мне было хорошо известно — Женькин отец торговал в маленькой бакалейной лавочке около Привалова мо ста. Из всей бакалеи была почему-то только вобла, причем самого низ кого сорта, по копейке штука. Когда я зимой шел утром в школу, мой путь лежал через Привалов мост и я уже издали видел оранжевую све тящуюся точку. Точка постепенно росла и превращалась сперва в зо лотую каплю с яркими живыми лучами, а затем в плоский огонек коп тилки. Сперва ничего не было видно, кроме этого трусливого огонька, похожего на бабочку, готовую улететь. Потом из тьмы выступало лицо цвета потемневшей меди, обросшее черной щетиной. Это был Иннокен тий Захарыч, отец Женьки. Когда я подходил к прилавку, сн молча пододвигал мне несколько рыбок и продолжал смотреть куда-то мимо, в темноту улицы. В лице его было столько презрения и к рыбешке и ко мне, что я с опаской клал копейку на прилавок, брал рыбу и поскорее уходил. Рыбешки эти, несмотря на свою цену, были удивительно вкусны ми. Такими вкусными, что я не мог донести их до школы и съедал, об мораживая пальцы, на ходу, прямо на улице. Фамилия Женькина была Пичугин. В лице его и впрямь мелькало что-то птичье, острое. Живые, быстрые, как у синицы, глаза, нос за остренный, как клюв, и движения нетерпеливые, порывистые. В классе Женька ни с кем из мальчишек не дружил. Мы с ним учились в одной бригаде. В бригаде нас было четверо: я, Женька, Витька Бутузов и Вера Веденяпина, веснушчатая и тихая, та самая, имя которой было вытатуировано у Женьки на руке. Женька подсказывал ей во время диктантов и вообще всячески опекал ее. Учи лись мы все вместе, один читал вслух по учебнику, а другие слушали, а отвечал чаще всего Витька Бутузов. У него была хорошая память, и он умел говорить солидно и обстоятельно. Отвечал он, а оценку «отлично» ставили всем, кто был в бригаде. Это должно было воспитывать кол лективизм. Начало наших близких отношений положила книга Конан-Дойля «Баскервильская собака». Когда Женька увидел ее у меня, глаза его загорелись. Он протянул к ней грязную, в цыпках, руку. — Что за собака? Дай почитать! Я дал ему книгу на один день, вернее, на одну ночь. Он вернул мне ее на другое утро, бледный от бессонной ночи. — Во книга! — поднял он большой палец. Мы разговорились, и я неожиданно обнаружил, что он читал почти любую книгу, которую я мог назвать. До тех пор из наших ребят я считал начитанным только Витьку Бутузова. Ему-то и сам бог велел, у него отец писатель, а от Женьки я этого никак не ожидал. В ту пору мы учились не так, как учатся теперь. Мы мало сидели за книгами, мало писали и читали. Да и вообще в классе бывали редко. Это были годы первой пятилетки. Мы собирали металлолом, макула- туру, бутылки. Ходили с экскурсиями по заводам города, на берег Волги, на строительство завода комбайнов. На нашей обязанности ле жало выявлять неграмотных, сажать деревья, расчищать строительную площадку новой электростанции от мусора. Всего не перечесть. Заня тия в классе, особенно весной, проходили редко, поэтому мы нисколько не удивились, когда однажды к нам явился незнакомый мужчина с каштановой бородкой и молча поднял руку,- призывая нас к вниманию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2