Сибирские огни, 1966, №4

присуще такое деление: сначала идут «сти­ хи, которые явились результатом поездки автора на целину» и т. п., а затем — «сти­ хи о любви, о русской природе, о месте че­ ловека на земле»... Нередко автор первым разделом словно бы хочет оправдаться пе­ ред читателем, показать, что он «проникся духом времени». Не это ли сообщает не­ редко такого рода стихам «галочно-отпи- сочный» характер: они вымученны, суетны, словно кто-то принуждает поэта непремен­ но высказаться «по поводу» того или иного населенного или еще не населенного пункта... Следует сразу сказать, что и стихи О. Дмитриева, «которые явились результа­ том поездки...», не поднялись над обще- средним уровнем. Такие поэтические пор­ хания, видимо, и вообще должны были ма­ ло удаваться именно О. Дмитриеву, поэту, хотя еще и не определившемуся полностью, но явно тяготеющему, особенно в стихах, написанных уже после выхода сборника «Арбатские сибиряки», к «спокойной мане­ ре раздумывать, ходить и говорить» и пред­ почитающему «медленные реки и мудрость чувств и выстраданность слов» (журнал «Юность», 1965 г. № 6). Ссылаться на бо­ лее поздние стихи в данном случае совсем не значит забегать вперед. Об этом свиде­ тельствуют и отдельные стихи сборника, например: Нет, совсем не часто о своем Люди плачут, потому что знают: Нас чужие беды доконают, А свои-то мы переживем Плюнем, так сказать, да разотрем, Только, чтоб другие не видали, А за то, чтоб люди не страдали. Если будет нужно, И умрем. К сожалению, в сборнике еще очень мало произведений, где была бы «мудрость чувств и выстраданность слов». Автор ча­ ще ходит «тропой избитой», не встречая ничего нового для читателя. Мы видим все старых, примелькавшихся знакомых, вроде жены, уехавшей от мужа, так как она убо­ ялась трудностей; вроде другой жены, ко­ торая тоже вот-вот должна уехать от му­ жа, но по причине явно противоположной; вроде «арбатского сибиряка», представляю­ щего собой вариант «старого» героя А. Кузнецова и А. Гладилина; вроде «ку­ бинца на эстакаде Братской ГЭС». Поэт будто задался целью — варьировать ста­ рые мотивы, не внося в эти вариации ни­ чего оригинального. В сборнике есть и дру­ гие стихи (тоже явно вариантного характе­ ра) — «Вот новая картина...» и «Обидные стихи», являющиеся, по сути, лишь данью приличию, форме (размер и рифмы), «укра­ шением» тезиса и ничем более. А «Обидные стихи», в которых автор «запускает шпиль­ ки» по адресу какого-то собрата по перу, имеют уже совсем окололитературное значе­ ние и вполне могли бы оставаться достоя­ нием «узкого круга». В дотошном следовании поэтическим образцам, далеко не всегда высоким, ощу­ щается еще недостаточная взрослость О. Дмитриева как поэта. Она сопровожда­ ется и незрелостью мысли (только так, на­ верно, и следует объяснять появление сти­ хов, где поэт мечтает о старости, когда бы он «с людьми такими только' ладил, кто достоин этого вполне» и «сидел на лавочке часами»!), и неполным знанием того, о чем пишет. «Сверкнет огниво, как креса­ ло...» -— это строка из стихотворения «Удар по кремню». А ведь «огниво» и «креса­ ло» — это обозначения одного и того же предмета, и сравнение их друг с другом не имеет смысла. А какая напыщенность в ре­ чи о самом простом! Мне нравится пить из ковша. Мне нравится этим гордиться, Откинувшись и не дыша — В торжественной позе горниста1., Эта затянувшаяся болезнь роста тем более досадна, что в О. Дмитриеве, даже по этой очень несовершенной книге, виден поэт, у которого есть и выстраданное сло­ во, и мысль, и образ (описания огня в сти­ хотворениях «Костры» и «Удар по крем­ ню» относятся, несомненно, к лучшим в книге). Но беличье колесо бесконечных ва­ риантных повторений пройденного, в кото­ рое то и дело попадает поэт, зачастую ли­ шает его настоящей поэтической самостоя­ тельности, сводит на нет очень и очень мно­ гое в его творчестве. Г. П а в л о в КНИГА ДЛЯ ВСЕХ С е т ь такие счастливые книги, которые *-* нравятся всем читателям: пятиклас­ сникам, профессорам, домохозяйкам. Книж­ ка И. Зыкова «Соболиный след»1— одна из них. И. Зыков — географ. Кузбасс он изъез­ дил вдоль и поперек Он был на Салаир- ском кряже, который является сырьевой базой для цинковой промышленности всей Сибири. Исследовал Горную Шорию, кото­ рую называют «Сибирской Швейцарией». Проехал на лошади по головокружитель­ ным тропам Кузнецкого Алатау — это от­ нюдь не безопасная прогулка. И сейчас преклонный возраст не мешает Илье Ва­ сильевичу совершать длинные походы пеш­ ком по Кузнецкой земле. И. Зыков написал несколько книг. Его «Календарь природы Кемеровской обла­ 1 И. В. З ы к о в . , Соболиный след. Кемеров­ ское кн. изд., 1965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2