Сибирские огни, 1966, №4
присуще такое деление: сначала идут «сти хи, которые явились результатом поездки автора на целину» и т. п., а затем — «сти хи о любви, о русской природе, о месте че ловека на земле»... Нередко автор первым разделом словно бы хочет оправдаться пе ред читателем, показать, что он «проникся духом времени». Не это ли сообщает не редко такого рода стихам «галочно-отпи- сочный» характер: они вымученны, суетны, словно кто-то принуждает поэта непремен но высказаться «по поводу» того или иного населенного или еще не населенного пункта... Следует сразу сказать, что и стихи О. Дмитриева, «которые явились результа том поездки...», не поднялись над обще- средним уровнем. Такие поэтические пор хания, видимо, и вообще должны были ма ло удаваться именно О. Дмитриеву, поэту, хотя еще и не определившемуся полностью, но явно тяготеющему, особенно в стихах, написанных уже после выхода сборника «Арбатские сибиряки», к «спокойной мане ре раздумывать, ходить и говорить» и пред почитающему «медленные реки и мудрость чувств и выстраданность слов» (журнал «Юность», 1965 г. № 6). Ссылаться на бо лее поздние стихи в данном случае совсем не значит забегать вперед. Об этом свиде тельствуют и отдельные стихи сборника, например: Нет, совсем не часто о своем Люди плачут, потому что знают: Нас чужие беды доконают, А свои-то мы переживем Плюнем, так сказать, да разотрем, Только, чтоб другие не видали, А за то, чтоб люди не страдали. Если будет нужно, И умрем. К сожалению, в сборнике еще очень мало произведений, где была бы «мудрость чувств и выстраданность слов». Автор ча ще ходит «тропой избитой», не встречая ничего нового для читателя. Мы видим все старых, примелькавшихся знакомых, вроде жены, уехавшей от мужа, так как она убо ялась трудностей; вроде другой жены, ко торая тоже вот-вот должна уехать от му жа, но по причине явно противоположной; вроде «арбатского сибиряка», представляю щего собой вариант «старого» героя А. Кузнецова и А. Гладилина; вроде «ку бинца на эстакаде Братской ГЭС». Поэт будто задался целью — варьировать ста рые мотивы, не внося в эти вариации ни чего оригинального. В сборнике есть и дру гие стихи (тоже явно вариантного характе ра) — «Вот новая картина...» и «Обидные стихи», являющиеся, по сути, лишь данью приличию, форме (размер и рифмы), «укра шением» тезиса и ничем более. А «Обидные стихи», в которых автор «запускает шпиль ки» по адресу какого-то собрата по перу, имеют уже совсем окололитературное значе ние и вполне могли бы оставаться достоя нием «узкого круга». В дотошном следовании поэтическим образцам, далеко не всегда высоким, ощу щается еще недостаточная взрослость О. Дмитриева как поэта. Она сопровожда ется и незрелостью мысли (только так, на верно, и следует объяснять появление сти хов, где поэт мечтает о старости, когда бы он «с людьми такими только' ладил, кто достоин этого вполне» и «сидел на лавочке часами»!), и неполным знанием того, о чем пишет. «Сверкнет огниво, как креса ло...» -— это строка из стихотворения «Удар по кремню». А ведь «огниво» и «креса ло» — это обозначения одного и того же предмета, и сравнение их друг с другом не имеет смысла. А какая напыщенность в ре чи о самом простом! Мне нравится пить из ковша. Мне нравится этим гордиться, Откинувшись и не дыша — В торжественной позе горниста1., Эта затянувшаяся болезнь роста тем более досадна, что в О. Дмитриеве, даже по этой очень несовершенной книге, виден поэт, у которого есть и выстраданное сло во, и мысль, и образ (описания огня в сти хотворениях «Костры» и «Удар по крем ню» относятся, несомненно, к лучшим в книге). Но беличье колесо бесконечных ва риантных повторений пройденного, в кото рое то и дело попадает поэт, зачастую ли шает его настоящей поэтической самостоя тельности, сводит на нет очень и очень мно гое в его творчестве. Г. П а в л о в КНИГА ДЛЯ ВСЕХ С е т ь такие счастливые книги, которые *-* нравятся всем читателям: пятиклас сникам, профессорам, домохозяйкам. Книж ка И. Зыкова «Соболиный след»1— одна из них. И. Зыков — географ. Кузбасс он изъез дил вдоль и поперек Он был на Салаир- ском кряже, который является сырьевой базой для цинковой промышленности всей Сибири. Исследовал Горную Шорию, кото рую называют «Сибирской Швейцарией». Проехал на лошади по головокружитель ным тропам Кузнецкого Алатау — это от нюдь не безопасная прогулка. И сейчас преклонный возраст не мешает Илье Ва сильевичу совершать длинные походы пеш ком по Кузнецкой земле. И. Зыков написал несколько книг. Его «Календарь природы Кемеровской обла 1 И. В. З ы к о в . , Соболиный след. Кемеров ское кн. изд., 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2