Сибирские огни, 1966, №4
не равноценны. Есть среди них настоя щие удачи, есть И рассказы-жсереднячки». Лучшие черты дарования писателя, проя вившиеся в известном романе «Горькие травы», узнаются в рассказах «Тяга земли», «Луна», «Любовь человеческая». Тема «Тяги земли»—-одна из вечных тем реалистической литературы: старое умирает — приход нового неизбежен. Как символ, воспринимается образ старого па стуха Илько — защитника патриархальных устоев деревни. И не случайно рассказ з а канчивается смертью Илько. Это — не еще одна иллюстрация диалектики. Наоборот, мысли о вечных законах развития прихо дят как раз после чтения рассказа. Двадцатичетырехлетний пастух Серега со своей мечтой о Тимирязевке и неудачной любовью, председатель Шатилов с неуем ной энергичностью и немного обидной для Сереги прямолинейностью, Тоня, влюблен ная в Шатилова,— эти образы, написанные поэтично, ярко, создают ощущение молодо сти, плещущей через край силы. Ценно, что в рассказе нет ни одной фальшивой ноты, ни одной бодряческой интонации. По его страницам как бы разлито солнечное тепло. Лучшие рассказы Проскурина — своего рода раздумья художника о жизни. В них порой звучат чеховские и бунинские мо тивы, но это не беда, писатель не под ражает — он просто (подобно многим дру гим современным русским рассказчикам) движется в русле определенных традиций родной литературы. Раздумьем о счастье, любви и смысле человеческой жизни мне представляется не большой, Очень поэтичный рассказ «Лу на». Внешне это как будто бы рассказ о молодом ученом, о его любви, о том, как иногда в терзаньях и муках рождаются важные открытия. И, может быть, в этих муках, без которых нет творчества, и за ключен смысл счастья. Но значение расска за не исчерпывается описанным случаем, как бы значителен он ни был. Что главное в рассказе: о чем он или для чего? На первый взгляд, такой вопрос может показаться праздным. Но — вдума емся. Писатель рассказал историю, в об- щем-то довольно обычную. Он будто бы и не обогатил нас знанием чего-то нового, не открыл глаза на то, что проходит мимо. Но, прочитав маленький рассказ и даже, возможно, забыв о его героях, вы продол жаете думать уже о чем-то своем. Рожда ются какие-то выводы, вопросы... И вот в этом пробуждении мысли, мне кажется, главное значение короткого рассказа. Как толчок для размышлений, воспри нял я и рассказ «Любовь человеческая», посвященный событиям войны. Сюжет его остр, драматичен. Молодой офицер Колька после гибели своей части попал в окруже ние вместе со своим отцом — комиссаром полка. И вот волею обстоятельств произо шло так, что теперь Колька сидит в укры тии, а в нескольких шагах от него эсэсов цы казнят его отца. У Кольки пистолет и одна граната, а на груди полковое знамя. Если он, поддавшись порыву, бросится на эсэсовцев, то не только погибнет вместе с отцом, но и отдаст на поругание знамя — святыню полка. И Колька сидит... А потом, похоронив отца, с кровоточа щей раной в душе он движется по дорогам войны и ищет смерти в бою. Война... Выбор такого сюжета свидетельствует, что писатель, исследуя внутренний мир сво их героев, не ищет легких путей, проторен ных дорог. Ведь возникающая из ситуации рассказа сложнейшая психологическая за дача не имеет однозначного решения. Впрочем, уже в этом хорошем, в целом, рассказе заметен один недостаток, свойст венный Проскурину-рассказчику. Обложе ние, в котором оказался Колька, нарисовано щедрыми красками, правдиво, впечатляю ще. А вот сам Колька не возникает перед глазами как живой человек, в его портрете не хватает каких-то, пусть небольших, но существенных штрихов. И, видимо, поэтому сухое протокольное сообщение о его гибели в конце рассказа не пробуждает должного чувства. Да, острый сюжет — немалое достоинст во короткого рассказа. (К сожалению, об этом все чаще стали забывать наши моло дые авторы.) Но острота не должна быть самоцелью. Плохо, если она возникает в ущерб образности, глубине... Интересный случай показан в рассказе «Цена хлеба». Двое бежали из фашистского плена, и один спас другого от голодной смерти ценой своей жизни. Это преподносится как поучи тельная история для молодых людей, не знающих еще истинной цены куска хлеба. Но рассказ как-то не проникает в сердце: оба его героя несколько безлики и пред ставить их почти невозможно. В «Песчаном пляже» (и в некоторых других рассказах) погоня за остротой и конфликтностью во что бы то ни стало при вела к тому, что не герои со своими харак терами движут сюжет, а наоборот — сюжет движет героями и произвольно формирует их облик. И исчезли свойственные лучшим рассказам писателя поэтичность, глубокие раздумья, расчет на ум и проницательность читателя... К счастью, таких рассказов в сборнике немного. В целом книга оставляет благоприятное впечатление. Б. Т а т а р и н ц е в ВАРИАНТЫ, ВАРИАЦИИ... L J е только поэтическому сборнику Оле- * *га Дмитриева1, но и многим другим 1 О л е г Д м и т р и е в . Арбатские сибиряки. Новая книга стихов. М., «Молодая гвардия», 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2