Сибирские огни, 1966, №4

не равноценны. Есть среди них настоя­ щие удачи, есть И рассказы-жсереднячки». Лучшие черты дарования писателя, проя­ вившиеся в известном романе «Горькие травы», узнаются в рассказах «Тяга земли», «Луна», «Любовь человеческая». Тема «Тяги земли»—-одна из вечных тем реалистической литературы: старое умирает — приход нового неизбежен. Как символ, воспринимается образ старого па­ стуха Илько — защитника патриархальных устоев деревни. И не случайно рассказ з а ­ канчивается смертью Илько. Это — не еще одна иллюстрация диалектики. Наоборот, мысли о вечных законах развития прихо­ дят как раз после чтения рассказа. Двадцатичетырехлетний пастух Серега со своей мечтой о Тимирязевке и неудачной любовью, председатель Шатилов с неуем­ ной энергичностью и немного обидной для Сереги прямолинейностью, Тоня, влюблен­ ная в Шатилова,— эти образы, написанные поэтично, ярко, создают ощущение молодо­ сти, плещущей через край силы. Ценно, что в рассказе нет ни одной фальшивой ноты, ни одной бодряческой интонации. По его страницам как бы разлито солнечное тепло. Лучшие рассказы Проскурина — своего рода раздумья художника о жизни. В них порой звучат чеховские и бунинские мо­ тивы, но это не беда, писатель не под­ ражает — он просто (подобно многим дру­ гим современным русским рассказчикам) движется в русле определенных традиций родной литературы. Раздумьем о счастье, любви и смысле человеческой жизни мне представляется не­ большой, Очень поэтичный рассказ «Лу­ на». Внешне это как будто бы рассказ о молодом ученом, о его любви, о том, как иногда в терзаньях и муках рождаются важные открытия. И, может быть, в этих муках, без которых нет творчества, и за ­ ключен смысл счастья. Но значение расска­ за не исчерпывается описанным случаем, как бы значителен он ни был. Что главное в рассказе: о чем он или для чего? На первый взгляд, такой вопрос может показаться праздным. Но — вдума­ емся. Писатель рассказал историю, в об- щем-то довольно обычную. Он будто бы и не обогатил нас знанием чего-то нового, не открыл глаза на то, что проходит мимо. Но, прочитав маленький рассказ и даже, возможно, забыв о его героях, вы продол­ жаете думать уже о чем-то своем. Рожда­ ются какие-то выводы, вопросы... И вот в этом пробуждении мысли, мне кажется, главное значение короткого рассказа. Как толчок для размышлений, воспри­ нял я и рассказ «Любовь человеческая», посвященный событиям войны. Сюжет его остр, драматичен. Молодой офицер Колька после гибели своей части попал в окруже­ ние вместе со своим отцом — комиссаром полка. И вот волею обстоятельств произо­ шло так, что теперь Колька сидит в укры­ тии, а в нескольких шагах от него эсэсов­ цы казнят его отца. У Кольки пистолет и одна граната, а на груди полковое знамя. Если он, поддавшись порыву, бросится на эсэсовцев, то не только погибнет вместе с отцом, но и отдаст на поругание знамя — святыню полка. И Колька сидит... А потом, похоронив отца, с кровоточа­ щей раной в душе он движется по дорогам войны и ищет смерти в бою. Война... Выбор такого сюжета свидетельствует, что писатель, исследуя внутренний мир сво­ их героев, не ищет легких путей, проторен­ ных дорог. Ведь возникающая из ситуации рассказа сложнейшая психологическая за ­ дача не имеет однозначного решения. Впрочем, уже в этом хорошем, в целом, рассказе заметен один недостаток, свойст­ венный Проскурину-рассказчику. Обложе­ ние, в котором оказался Колька, нарисовано щедрыми красками, правдиво, впечатляю­ ще. А вот сам Колька не возникает перед глазами как живой человек, в его портрете не хватает каких-то, пусть небольших, но существенных штрихов. И, видимо, поэтому сухое протокольное сообщение о его гибели в конце рассказа не пробуждает должного чувства. Да, острый сюжет — немалое достоинст­ во короткого рассказа. (К сожалению, об этом все чаще стали забывать наши моло­ дые авторы.) Но острота не должна быть самоцелью. Плохо, если она возникает в ущерб образности, глубине... Интересный случай показан в рассказе «Цена хлеба». Двое бежали из фашистского плена, и один спас другого от голодной смерти ценой своей жизни. Это преподносится как поучи­ тельная история для молодых людей, не знающих еще истинной цены куска хлеба. Но рассказ как-то не проникает в сердце: оба его героя несколько безлики и пред­ ставить их почти невозможно. В «Песчаном пляже» (и в некоторых других рассказах) погоня за остротой и конфликтностью во что бы то ни стало при­ вела к тому, что не герои со своими харак­ терами движут сюжет, а наоборот — сюжет движет героями и произвольно формирует их облик. И исчезли свойственные лучшим рассказам писателя поэтичность, глубокие раздумья, расчет на ум и проницательность читателя... К счастью, таких рассказов в сборнике немного. В целом книга оставляет благоприятное впечатление. Б. Т а т а р и н ц е в ВАРИАНТЫ, ВАРИАЦИИ... L J е только поэтическому сборнику Оле- * *га Дмитриева1, но и многим другим 1 О л е г Д м и т р и е в . Арбатские сибиряки. Новая книга стихов. М., «Молодая гвардия», 1965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2