Сибирские огни, 1966, №4
„Слова, зовущие к добру “ Минувшее не существует вне современ ности — оно живет в ее памяти. Люди, по словам В. Г. Белинского, вопрошают и до прашивают прошедшее, дабы оно объясни ло им настоящее и намекнуло о будущем. Для поэтов-сибиряков таким дорогим и многое объясняющим прошлым являются революция, гражданская война, первые пя тилетки, Великая Отечественная... Мыслями о развитии и приумножении славных па триотических, революционных, военных и трудовых традиций пронизаны многие стихи «Дня поэзии» («У старого учителя» И. Крас нова, «На станции «Никола Палома» А. Ва сильева, «Старики» И. Киселева, «Кузнец» И Сенникова и др.). Илья Фоняков воскрешает «древний жанр оды, пребывающей в обиде», чтобы подчеркнуть единство и преемственность поколений как самую характерную черту на шего общества: Если умирают старики — Люди плачут и несут венки, Речи произносят на могилах. Но всмотритесь — вновь запотнен ряд, Смерть в затылке чешет, пряча взгляд, И поделать ничего не в силах. Прославляя вечное «племя старых ма стеров», поэт призывает нас хранить вер ность богатейшим народным трудовым тра дициям: Так подумать, друг мой, не пора ли: Как прожить нам каждый день и час. Чтобы дети в будущем и нас Старыми назвали мастерами... Глубоко волнует стихотворение JI. Ре шетникова «Разлука». Особый эмоциональ ный настрой создается здесь нарисованным психологически тонко и точно напряженным противоборством сердца и разума Беспо щадный разум утверждает, что старого то варища нет больше в живых — «уж из его дорожного реглана пыль дальних странствий выветрилась вся»; сердце же упрямо отка зывается этому верить — «все кажется мне — как ни странно это,— в поездке за держался он опять». Вернись домой, уж ооща золотится. Сквозная синь течет в твое окно. Там. на столе, как снег, лежит страница* В стакане там не допито вино... Концовка стихотворения — «Но буду ли вот так же я кому-то необходим, как он, когда уйду?» — таит в себе большой нрав ственный заряд: здесь воздается должное че ловеку, оставившему добрый след на зем ле, и в то же время ощущается хорошее беспокойство за судьбу дела, которому он посвятил свою яркую и насыщенную жизнь... Мне кажется неслучайным тот факт, что стихотворение Л. Решетникова посвящено памяти писателя С, Е. Кожевникова, а сти хи другого поэта — Казимира Лисовского— памяти М. И. Ошарова, автора романа «Большой аргиш», одного из первых орга низаторов Советской власти в Эвенкии. Не случайно в числе «старых мастеров» — сле сарей, поваров, рыбаков, художников, акте ров — И. Фоняков называет и поэтов. Ви димо, не ради острого словца В. Зикунов размышляет: «Вот бы мне, как кадки — ба тя, мастерить свои стихи». Все эти сопоставления и аналогии при званы рельефнее и выпуклее выразить мысль о связи и взаимодействии наших ли тературных традиций с традициями трудо выми... Развитие и приумножение тех и дру гих предполагает, естественно, их творче ское изучение и осмысление. Все ли мы де лаем для этого? Здесь пришло время сказать сакрамен тальное «но». В разделе публикаций «Дня поэзии» на печатаны малоизвестные стихи Иосифа Ут кина, написанные в 1923—1925 гг. Это хо рошо Но сколько в Сибири было поэтов, ныне покойных, творчество которых либо незаслуженно забыто, либо совершенно не исследовано! Взять хотя бы 20—30-е годы. В это время жили и творили такие одарен ные и оригинальные мастера поэтического слова, как Н. Алексеев, К. Беседин, А. Ва лин, Г. Вяткин, П. Драверт, В. Итин, А. Не- смелов, А. Пиотровский... У них, наверняка, есть и полузабытые и неопубликованные стихи, небезынтересные для современного читателя. Разыскать их и исследовать — на ша задача Необходимо привлечь к этому делу не только критиков, литературоведов, но и людей, знавших дорогих нам поэтов лично, людей, которых — увы! — остается в живых все меньше и меньше.. Все это чрезвычайно важно сейчас, в канун пятиде сятилетия Советской власти, когда каждая крупица эстетического и нравственного опыта, добытого первыми поколениями со ветских людей, намного дороже золота, когда любая страница нашего живого про шлого прочитывается с жадным и всепо глощающим интересом.. Наконец, еще одно «но»... Как это ни странно, в стихах сибирского «Дня поэзии» слово «Сибирь» прозвучало всего лишь один — два раза. И дело здесь, пожалуй, не в самом слове, а в той органичной жиз ненной привязанности к месту действия, в том сибирском колорите, духе, которым, конечно же, должны быть проникнуты сти хи поэтов-сибиряков, но который пока сла бо ощущается в произведениях, составив ших сборник.. Если в Москве и Ленинграде ежегодные «Дни поэзии» стали уже доброй литератур ной традицией, то в Сибири такой праздник стиха проводится впервые, поэтому недо статки его, неизбежные на первых порах, в известной степени извинительны. Ибо в целом сибирский «День поэзии» достойно венчает минувший год, полно и широко представляет читателю мощные поэтические силы края.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2