Сибирские огни, 1966, №4

„Слова, зовущие к добру “ Минувшее не существует вне современ­ ности — оно живет в ее памяти. Люди, по словам В. Г. Белинского, вопрошают и до­ прашивают прошедшее, дабы оно объясни­ ло им настоящее и намекнуло о будущем. Для поэтов-сибиряков таким дорогим и многое объясняющим прошлым являются революция, гражданская война, первые пя­ тилетки, Великая Отечественная... Мыслями о развитии и приумножении славных па­ триотических, революционных, военных и трудовых традиций пронизаны многие стихи «Дня поэзии» («У старого учителя» И. Крас­ нова, «На станции «Никола Палома» А. Ва­ сильева, «Старики» И. Киселева, «Кузнец» И Сенникова и др.). Илья Фоняков воскрешает «древний жанр оды, пребывающей в обиде», чтобы подчеркнуть единство и преемственность поколений как самую характерную черту на­ шего общества: Если умирают старики — Люди плачут и несут венки, Речи произносят на могилах. Но всмотритесь — вновь запотнен ряд, Смерть в затылке чешет, пряча взгляд, И поделать ничего не в силах. Прославляя вечное «племя старых ма­ стеров», поэт призывает нас хранить вер­ ность богатейшим народным трудовым тра­ дициям: Так подумать, друг мой, не пора ли: Как прожить нам каждый день и час. Чтобы дети в будущем и нас Старыми назвали мастерами... Глубоко волнует стихотворение JI. Ре ­ шетникова «Разлука». Особый эмоциональ­ ный настрой создается здесь нарисованным психологически тонко и точно напряженным противоборством сердца и разума Беспо­ щадный разум утверждает, что старого то­ варища нет больше в живых — «уж из его дорожного реглана пыль дальних странствий выветрилась вся»; сердце же упрямо отка­ зывается этому верить — «все кажется мне — как ни странно это,— в поездке за ­ держался он опять». Вернись домой, уж ооща золотится. Сквозная синь течет в твое окно. Там. на столе, как снег, лежит страница* В стакане там не допито вино... Концовка стихотворения — «Но буду ли вот так же я кому-то необходим, как он, когда уйду?» — таит в себе большой нрав­ ственный заряд: здесь воздается должное че­ ловеку, оставившему добрый след на зем­ ле, и в то же время ощущается хорошее беспокойство за судьбу дела, которому он посвятил свою яркую и насыщенную жизнь... Мне кажется неслучайным тот факт, что стихотворение Л. Решетникова посвящено памяти писателя С, Е. Кожевникова, а сти­ хи другого поэта — Казимира Лисовского— памяти М. И. Ошарова, автора романа «Большой аргиш», одного из первых орга­ низаторов Советской власти в Эвенкии. Не­ случайно в числе «старых мастеров» — сле­ сарей, поваров, рыбаков, художников, акте­ ров — И. Фоняков называет и поэтов. Ви­ димо, не ради острого словца В. Зикунов размышляет: «Вот бы мне, как кадки — ба­ тя, мастерить свои стихи». Все эти сопоставления и аналогии при­ званы рельефнее и выпуклее выразить мысль о связи и взаимодействии наших ли­ тературных традиций с традициями трудо­ выми... Развитие и приумножение тех и дру­ гих предполагает, естественно, их творче­ ское изучение и осмысление. Все ли мы де­ лаем для этого? Здесь пришло время сказать сакрамен­ тальное «но». В разделе публикаций «Дня поэзии» на­ печатаны малоизвестные стихи Иосифа Ут­ кина, написанные в 1923—1925 гг. Это хо­ рошо Но сколько в Сибири было поэтов, ныне покойных, творчество которых либо незаслуженно забыто, либо совершенно не исследовано! Взять хотя бы 20—30-е годы. В это время жили и творили такие одарен­ ные и оригинальные мастера поэтического слова, как Н. Алексеев, К. Беседин, А. Ва­ лин, Г. Вяткин, П. Драверт, В. Итин, А. Не- смелов, А. Пиотровский... У них, наверняка, есть и полузабытые и неопубликованные стихи, небезынтересные для современного читателя. Разыскать их и исследовать — на­ ша задача Необходимо привлечь к этому делу не только критиков, литературоведов, но и людей, знавших дорогих нам поэтов лично, людей, которых — увы! — остается в живых все меньше и меньше.. Все это чрезвычайно важно сейчас, в канун пятиде­ сятилетия Советской власти, когда каждая крупица эстетического и нравственного опыта, добытого первыми поколениями со­ ветских людей, намного дороже золота, когда любая страница нашего живого про­ шлого прочитывается с жадным и всепо­ глощающим интересом.. Наконец, еще одно «но»... Как это ни странно, в стихах сибирского «Дня поэзии» слово «Сибирь» прозвучало всего лишь один — два раза. И дело здесь, пожалуй, не в самом слове, а в той органичной жиз­ ненной привязанности к месту действия, в том сибирском колорите, духе, которым, конечно же, должны быть проникнуты сти­ хи поэтов-сибиряков, но который пока сла­ бо ощущается в произведениях, составив­ ших сборник.. Если в Москве и Ленинграде ежегодные «Дни поэзии» стали уже доброй литератур­ ной традицией, то в Сибири такой праздник стиха проводится впервые, поэтому недо­ статки его, неизбежные на первых порах, в известной степени извинительны. Ибо в целом сибирский «День поэзии» достойно венчает минувший год, полно и широко представляет читателю мощные поэтические силы края.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2