Сибирские огни, 1966, №4

сти в жизни, против тех, кто живет «не буйствуя, не борясь и не строя», кто... «пря­ чет под единою полостью равнодушие — с подлостью!» (Игорь Киселев). Такую «сердитость», такое активное не­ приятие зла, рутины, черствости, бездушия и т. п. стоит только приветствовать, ибо наша молодая поэзия — отрицая, утвер­ ждает, разрушая, созидает и вкладывает в дело неподдельный пафос, живую страсть, делающие стих действенным и весомым. Родные мои че.ювеки. Ну, как это — без любви? Ну, к а к это — вполовину? Не знаю я, не могу. Уж если лететь то — лавиной! Уж если греметь, то — чтоб гул! В этих строках Михаила Антохина, по­ жалуй, наиболее точно выражено самое ха­ рактерное для нашей молодежи жизне­ ощущение, мировопоиятие, схвачено глав­ ное в ее характере... Когда героиня Нинели Созиновой «назло себе, на удивление людям» собирается по­ растерять да пораздарить все «благополучье праздников и буден»,— мы, понимая неко­ торую условность поэтического самовыра­ жения, поначалу все же бываем несколько озадачены весенней смутой ее души, столь «бесшабашной» щедростью, подчеркнутой невнимательностью к себе. Оказывается, впрочем, такая сумбурность, смятенность чувств продиктована у героини стремлени­ ем «по тоненькому следу найти себя. Най­ ти иль потерять». И опять в кажущейся противоречивости мы начинаем прозревать ту нелюбовь к половинчатости и инертности душевных движений, тот эмоциональный размах и нравственный максимализм, кото­ рые являются признаками цельности, силы и бескомпромиссности характера. А ведь не так уж давно у поэтов в моде были «пси­ хоаналитические» размышления о двойст­ венности, «раздерганности» своей натуры, о ее «натруженности и праздности, целе- и нецелесообразности» и т. д. Ныне такие герои становятся мишенью для насмешек. Об одном из них Новелла Матвеева («Юность», 1965, № 10) ирони­ чески писала: Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен , Я, говорит, расстроен, Расчетверен , Распят! Что же касается героини Н. Созиновой, то ее душевное беспокойство, попытки во что бы то ни стало «найти иль потерять» се­ бя могли бы показаться, пожалуй, абстракт­ ными, если б поэтесса не поставила все точки над «i» и не закончила разговор в сугубо конкретном плане: уж потерять, т а к чтобы и не мечталось , уж потерять, т а к ‘чтоб и не ж далось , чтоб ни единой строчки не рождалось , пустое чтоб стихами не звалось . Заключительная строфа раскрывает нам еще одну грань характера молодого героя нашей поэзии: этот характер по призванию и природе своей — созидающий, творческий (речь идет, разумеется, не только о художе­ ственном творчестве). И вот здесь-то со всей очевидностью, полно и многосторонне проявляет себя горячая порывистость и не­ уемная энергия молодости, ее стремление «душу выплеснуть до дна» и отдать все си­ лы ума и сердца любимому делу. Анатолий Чернышев в стихотворении «Творчество», протестуя против узких мора­ лизаторских «формул» и «сентенций», за я в ­ ляет категорически: Сердца людские лишь одно взры вает — Поэзии обрушившийся шквал. И дальше поэт пытается запечатлеть в сло­ ве самую психологию творческого акта: Как бьется взбудораженное сердце, Истомой переполнено до дна. В нем где-то созревает квинтэссенция Крутого непричесанного дня. Она сейчас плеснется на страницы И задымится ж аркою строкой. Уже душ а мятежная томится И змученная схваткой родовой. Сейчас рванется торопливый шорох — К арандаш а стремителен разгон . И отрешенный, и опустошенный. Откинешься ты, выж ат , как лимон., Нетрудно, конечно, обнаружить здесь не совсем точные или, во всяком случае, не очень свежие словесные образы, эпитеты («взбудораженное сердце истомой перепол­ нено» «душа мятежная томится»), немуд­ рено заметить некоторую упрощенность и схематичность решения темы, требующей более глубокого осмысления и более обстоя­ тельного разговора, вряд ли умещающегося в рамки небольшого стихотворения. Но главная мысль стихов — об ответственности и серьезности творчества, о полной и безо­ говорочной отдаче ему всех своих душевных и умственных сил — чрезвычайно важна и весьма характерна для наших молодых поэтов. В искреннем желании заниматься поэти­ ческой работой основательно и всерьез, как, впрочем, и в несомненной природной од а ­ ренности, им, молодым и начинающим, ни­ как не откажешь. Не хватает пока, естест­ венно, литераторского опыта, техники, ма­ стерства, самостоятельности... Прочитаем, к примеру, еще раз стихи Михаила Антохина. Рифмы его (чаще — ударные, корневые) незатасканны, свои кровные, а вот ритм (чувствуемый им, кстати, хорошо) и интонации — подража­ тельны. Правда, учителя у него в этом отношении надежные, и одного из них не надо даже называть — послушайте: Дым , как мыло на конском боку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2