Сибирские огни, 1966, №4
сти в жизни, против тех, кто живет «не буйствуя, не борясь и не строя», кто... «пря чет под единою полостью равнодушие — с подлостью!» (Игорь Киселев). Такую «сердитость», такое активное не приятие зла, рутины, черствости, бездушия и т. п. стоит только приветствовать, ибо наша молодая поэзия — отрицая, утвер ждает, разрушая, созидает и вкладывает в дело неподдельный пафос, живую страсть, делающие стих действенным и весомым. Родные мои че.ювеки. Ну, как это — без любви? Ну, к а к это — вполовину? Не знаю я, не могу. Уж если лететь то — лавиной! Уж если греметь, то — чтоб гул! В этих строках Михаила Антохина, по жалуй, наиболее точно выражено самое ха рактерное для нашей молодежи жизне ощущение, мировопоиятие, схвачено глав ное в ее характере... Когда героиня Нинели Созиновой «назло себе, на удивление людям» собирается по растерять да пораздарить все «благополучье праздников и буден»,— мы, понимая неко торую условность поэтического самовыра жения, поначалу все же бываем несколько озадачены весенней смутой ее души, столь «бесшабашной» щедростью, подчеркнутой невнимательностью к себе. Оказывается, впрочем, такая сумбурность, смятенность чувств продиктована у героини стремлени ем «по тоненькому следу найти себя. Най ти иль потерять». И опять в кажущейся противоречивости мы начинаем прозревать ту нелюбовь к половинчатости и инертности душевных движений, тот эмоциональный размах и нравственный максимализм, кото рые являются признаками цельности, силы и бескомпромиссности характера. А ведь не так уж давно у поэтов в моде были «пси хоаналитические» размышления о двойст венности, «раздерганности» своей натуры, о ее «натруженности и праздности, целе- и нецелесообразности» и т. д. Ныне такие герои становятся мишенью для насмешек. Об одном из них Новелла Матвеева («Юность», 1965, № 10) ирони чески писала: Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен , Я, говорит, расстроен, Расчетверен , Распят! Что же касается героини Н. Созиновой, то ее душевное беспокойство, попытки во что бы то ни стало «найти иль потерять» се бя могли бы показаться, пожалуй, абстракт ными, если б поэтесса не поставила все точки над «i» и не закончила разговор в сугубо конкретном плане: уж потерять, т а к чтобы и не мечталось , уж потерять, т а к ‘чтоб и не ж далось , чтоб ни единой строчки не рождалось , пустое чтоб стихами не звалось . Заключительная строфа раскрывает нам еще одну грань характера молодого героя нашей поэзии: этот характер по призванию и природе своей — созидающий, творческий (речь идет, разумеется, не только о художе ственном творчестве). И вот здесь-то со всей очевидностью, полно и многосторонне проявляет себя горячая порывистость и не уемная энергия молодости, ее стремление «душу выплеснуть до дна» и отдать все си лы ума и сердца любимому делу. Анатолий Чернышев в стихотворении «Творчество», протестуя против узких мора лизаторских «формул» и «сентенций», за я в ляет категорически: Сердца людские лишь одно взры вает — Поэзии обрушившийся шквал. И дальше поэт пытается запечатлеть в сло ве самую психологию творческого акта: Как бьется взбудораженное сердце, Истомой переполнено до дна. В нем где-то созревает квинтэссенция Крутого непричесанного дня. Она сейчас плеснется на страницы И задымится ж аркою строкой. Уже душ а мятежная томится И змученная схваткой родовой. Сейчас рванется торопливый шорох — К арандаш а стремителен разгон . И отрешенный, и опустошенный. Откинешься ты, выж ат , как лимон., Нетрудно, конечно, обнаружить здесь не совсем точные или, во всяком случае, не очень свежие словесные образы, эпитеты («взбудораженное сердце истомой перепол нено» «душа мятежная томится»), немуд рено заметить некоторую упрощенность и схематичность решения темы, требующей более глубокого осмысления и более обстоя тельного разговора, вряд ли умещающегося в рамки небольшого стихотворения. Но главная мысль стихов — об ответственности и серьезности творчества, о полной и безо говорочной отдаче ему всех своих душевных и умственных сил — чрезвычайно важна и весьма характерна для наших молодых поэтов. В искреннем желании заниматься поэти ческой работой основательно и всерьез, как, впрочем, и в несомненной природной од а ренности, им, молодым и начинающим, ни как не откажешь. Не хватает пока, естест венно, литераторского опыта, техники, ма стерства, самостоятельности... Прочитаем, к примеру, еще раз стихи Михаила Антохина. Рифмы его (чаще — ударные, корневые) незатасканны, свои кровные, а вот ритм (чувствуемый им, кстати, хорошо) и интонации — подража тельны. Правда, учителя у него в этом отношении надежные, и одного из них не надо даже называть — послушайте: Дым , как мыло на конском боку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2