Сибирские огни, 1966, №4
KPIflTlflKA В. К О Р Ж Е В ОДИН ДЕНЬ В КРАЮ ПОЭИЗИ Западно-Сибирский «День поэзии» 1965 г.1 объединил на своих страницах произведения поэтов разных поколений и возрастов, неодинаковых художнических дарований и стилей, непохожих человече ских судеб и индивидуальностей. Древний ритор сказал бы, наверное, так: «Одни из них, молодые и неопытные, пока идут лишь по следу ускользающего Пегаса; другие, пожившие и испытавшие, уже обуздали строптивца; третьи, пожилые и умудрен ные, восседают на вожделенном Парнасе». Впрочем, скажи так иному поэту, и он, ко нечно, примет все это за шутку, в лучшем случае, а то и попросит... подбирать выра жения. Нет в наше время риторов, от муд- ,рой науки о красноречии осталось лишь название, да и то приобрело смысл чуть ли не «ругательный» — риторика, а все пегасы и парнасы — не более чем миф, условность... Да и какая тут мифология, если в стихах 66 поэтов клокочет жгучая злоба дня, если радости, тревоги и надежды сегодняшнего мира почти не оставляют места для размы шлений о древности, если «дела давно ми нувших дней, преданья старины глубокой» кажутся ныне «бурей в стакане воды» в сравнении со страшным «джином» совре менности, бушующим в таинственном ура новом котле... Итак, есть почти семь десятков поэтов, есть «День поэзии», который собрал их всех вместе, чтобы показать читателю нашу сов ременную Сибирь, страну поэтическую. Это даже не вся Сибирь, а только — Новоси бирск, Омск, Томск — Сибирь Западная. Здесь даже не все поэты — сколько их, уже маститых, проживает теперь в столицах, сколько их, еще безвестных, заявит о себе завтра! „Ну, как это—вполовину ?“ Западно-Сибирский «День поэзии» 1965 г. «заполнили» молодые и начинающие. ' «День поэзии. 1965». Новосибирск, З а п Сиб. кн. изд., 1965. О многих из них читатель узнает впервые. С них и начнем разговор... Юности свойственна полнота и энергия чувств, прямолинейность поступков, кате горичность суждений. Нравственный мак-, симализм молодости ощутим в заголовках стихов—«Непримиримость» (И. Яган) «Не навижу сочувствующих...» (И. Киселев); он бьет резкой струей в первых же поэтических строфах: «Сизиф! Ты с богом был строптив. Завидую тебе, Сизиф!» (Б. Половников); «Взломав серебряные латы, степная, буйная река татарской конницей косматой метну лась ночью к берегам...» (В. Озолин); «А мы вихрасты и упрямы...» (А. Саулов). «Гнев», «бунт», «ненависть», «неприми римость», «долой!», «к чертям!» и т. п .— слова нередкие и довольно недвусмыслен ные в стихах наших молодых поэтов. И когда они начинают вот так «сердить ся» и «обличать», бескомпромиссность, на- ступательность, задиристость, с какой они это делают, производит эффект, их отри цание начинает казаться более сильным и энергичным, чем утверждение, и иногда вызывает опасения... «как бы чего не выш ло». Уж не являют ли наши «бунтари» со бой — упаси бог!— некую доморощенную, так сказать, российскую разновидность «сер дитых молодых людей», известных в иных странах? Нет, я живу в других заботах. Мне праздник — если много дел. Но не спущу, коль где-то кто-то Мое заветное задел . (Иван Яган > Действительно, почитайте стихи моло дых, и вы увидите, что они, в сущности, очень незлобивы, человечны, настроены, как правило, доброжелательно. Они упорно и нередко мучительно ищут красоту во всех ее проявлениях, мужество, нежность, добро ту. Родина, народ, любовь — самые завет ные для них слова... Так на что же они «сердятся»? Против чего протестуют? Бунт и гнев их — против лжи и косно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2