Сибирские огни, 1966, №4

KPIflTlflKA В. К О Р Ж Е В ОДИН ДЕНЬ В КРАЮ ПОЭИЗИ Западно-Сибирский «День поэзии» 1965 г.1 объединил на своих страницах произведения поэтов разных поколений и возрастов, неодинаковых художнических дарований и стилей, непохожих человече­ ских судеб и индивидуальностей. Древний ритор сказал бы, наверное, так: «Одни из них, молодые и неопытные, пока идут лишь по следу ускользающего Пегаса; другие, пожившие и испытавшие, уже обуздали строптивца; третьи, пожилые и умудрен­ ные, восседают на вожделенном Парнасе». Впрочем, скажи так иному поэту, и он, ко­ нечно, примет все это за шутку, в лучшем случае, а то и попросит... подбирать выра­ жения. Нет в наше время риторов, от муд- ,рой науки о красноречии осталось лишь название, да и то приобрело смысл чуть ли не «ругательный» — риторика, а все пегасы и парнасы — не более чем миф, условность... Да и какая тут мифология, если в стихах 66 поэтов клокочет жгучая злоба дня, если радости, тревоги и надежды сегодняшнего мира почти не оставляют места для размы­ шлений о древности, если «дела давно ми­ нувших дней, преданья старины глубокой» кажутся ныне «бурей в стакане воды» в сравнении со страшным «джином» совре­ менности, бушующим в таинственном ура­ новом котле... Итак, есть почти семь десятков поэтов, есть «День поэзии», который собрал их всех вместе, чтобы показать читателю нашу сов­ ременную Сибирь, страну поэтическую. Это даже не вся Сибирь, а только — Новоси­ бирск, Омск, Томск — Сибирь Западная. Здесь даже не все поэты — сколько их, уже маститых, проживает теперь в столицах, сколько их, еще безвестных, заявит о себе завтра! „Ну, как это—вполовину ?“ Западно-Сибирский «День поэзии» 1965 г. «заполнили» молодые и начинающие. ' «День поэзии. 1965». Новосибирск, З а п ­ Сиб. кн. изд., 1965. О многих из них читатель узнает впервые. С них и начнем разговор... Юности свойственна полнота и энергия чувств, прямолинейность поступков, кате­ горичность суждений. Нравственный мак-, симализм молодости ощутим в заголовках стихов—«Непримиримость» (И. Яган) «Не­ навижу сочувствующих...» (И. Киселев); он бьет резкой струей в первых же поэтических строфах: «Сизиф! Ты с богом был строптив. Завидую тебе, Сизиф!» (Б. Половников); «Взломав серебряные латы, степная, буйная река татарской конницей косматой метну­ лась ночью к берегам...» (В. Озолин); «А мы вихрасты и упрямы...» (А. Саулов). «Гнев», «бунт», «ненависть», «неприми­ римость», «долой!», «к чертям!» и т. п .— слова нередкие и довольно недвусмыслен­ ные в стихах наших молодых поэтов. И когда они начинают вот так «сердить­ ся» и «обличать», бескомпромиссность, на- ступательность, задиристость, с какой они это делают, производит эффект, их отри­ цание начинает казаться более сильным и энергичным, чем утверждение, и иногда вызывает опасения... «как бы чего не выш­ ло». Уж не являют ли наши «бунтари» со­ бой — упаси бог!— некую доморощенную, так сказать, российскую разновидность «сер­ дитых молодых людей», известных в иных странах? Нет, я живу в других заботах. Мне праздник — если много дел. Но не спущу, коль где-то кто-то Мое заветное задел . (Иван Яган > Действительно, почитайте стихи моло­ дых, и вы увидите, что они, в сущности, очень незлобивы, человечны, настроены, как правило, доброжелательно. Они упорно и нередко мучительно ищут красоту во всех ее проявлениях, мужество, нежность, добро­ ту. Родина, народ, любовь — самые завет­ ные для них слова... Так на что же они «сердятся»? Против чего протестуют? Бунт и гнев их — против лжи и косно­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2