Сибирские огни, 1966, №4
нансирования капиталовложений) будут осуществляться капитальные затраты на сооружения межхозяйственного значения (крупные гидротехнические объекты, линии электропередач и т. п.), а также затраты на создание новых совхозов. Это, далее, госу дарственная промышленность по переработ ке сельскохозяйственного сырья, которая может играть роль либо одного из стиму лов, либо весьма ощутимого тормоза в развитии тех или иных отраслей (особен но — животноводческих). Это — мощная го сударственная промышленность по произ водству сельскохозяйственных машин, ми неральных удобрений и химических средств защиты. Это — широкая сеть государствен ных научно-исследовательских институтов и селекционных станций, которые через ре зультаты своей работы (выведение новых сортов, пород животных и т. д.) могут вли ять на специализацию того или иного хо зяйства или группы хозяйств. Это, наконец, система сдаточных цен, по которым совхо зы реализуют свою продукцию. Кстати, имеющиеся сейчас недостатки в ценообразовании, которые приводят к раз делению отраслей на «выгодные» и «невы годные», объясняются, по нашему мнению, значительной «приглушенностью» роли цены при системе государственных натуральных планов-заказов. Не следует преувеличивать роль цены, как фактора, определяющего специализа цию того или иного сельскохозяйственного предприятия, так как решает здесь, прежде всего, фактор природный. Но и пре уменьшать значение цены в этом вопросе тоже нельзя. И надо полагать, что госу дарственным органам, в обязанность кото рых входит разработка научно обоснован ных цен на продукцию совхозов в усло виях планирования снизу волей-неволей придется действовать более оперативно, гибко и ответственно. Работа по совершен ствованию цен пойдет быстрее, ибо повы сится их роль в формировании натурально го баланса сельскохозяйственной продукции. Таким образом, централизованное руко водство совхозным производством держится отнюдь не на существующей ф о р м е го сударственных планов-заказов, а на реаль ном экономическом фундаменте, который представляет собой сложный комплекс. И отказ от натуральных планов-заказов бу дет означать не отмену централизованного планового руководства, а лишь изменение и совершенствование его форм. Разумеется, все приведенные выше рас суждения и доказательства, так сказать, теоретического направления. Но теоретиче ское обоснование — это еще не все. Нужна проверка жизнью, практикой. Вот поэтому мы и ставим вопрос о проведении э к о н о м и ч е с к о г о э к с п е р и м е н т а , с помо щью которого можно было бы наглядно убедиться в плюсах и минусах планирова ния снизу на основе стоимостных показате лей. Для того чтобы обеспечить необходимую степень представительности результатов экс перимента, он, во-первых, должен быть достаточно массовым и, во-вторых, прово диться в различных почвенно-климатиче ских зонах страны. По нашему мнению, ре зультаты будут полноценнее, если планиро вание на предлагаемой основе проверять не на разрозненных совхозах, а на хозяйствах целого района; таких районов, повторяем, должно быть несколько (в разных зонах). А может быть, стоит подумать о расшире нии границ экспериментального планирова ния и до масштаба области. В последнее время проблема планирова ния сельскохозяйственного производства привлекает к себе все большее внимание. В частности, многие экономисты предла гают другое решение, которое обеспечило бы планирование снизу. За основу они бе рут положение о том, что конечной формой сочетания интересов совхоза с интересами общества является прибыль, получаемая хозяйством в результате реализации произ водимой им продукции. На этом основании они предлагают доводить совхозу в центра лизованном порядке лишь план отчисления прибыли в общенародный фонд (т. е. от числения от прибыли в бюджет). А совхоз, стремясь к выполнению этого плана, сам определяет структуру и направление свое го производства, организует производство тех видов продукции, которые позволят ему получить сумму прибыли, необходимую для выполнения плана отчислений прибыли в бюджет. В принципе эти предложения представляются правильными. Более того, есть основания полагать, что в будущем эта система войдет в практику. Однако в нынешних условиях, на наш взгляд, это — забегание вперед, это — попытка перепрыг нуть через ступеньку. Дело в том, что прибыль может высту пать в качестве прочной основы планиро вания, в качестве действительной формы сочетания интересов совхоза и общества лишь при наличии экономически обосно ванной системы цен. К сожалению, такого основного условия сейчас еще не суще ствует. Мы должны пройти какой-то про межуточный этап, найти какую-то проме жуточную систему, обеспечивающую дей ствительное планирование снизу. И одно временно стимулирующую интенсивное со вершенствование цен. В качестве такой промежуточной систе мы и может, на наш взгляд, выступить система планирования, предлагаемая в этих заметках. А сколько она будет дей ствовать— покажет время. Выполнит свои задачи — и уступит место другой, более прогрессивной. Впрочем, стоит ли на словах судить, какая система лучше? Резоннее будет предоставить слово экономическому экспе рименту, результатам проверки и той, и другой системы. Ведь ушли, к счастью, в прошлое времена, когда эксперимент, как форма познания жизни, принадлежал од ним естественным наукам. Экономический
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2